Технологическое прогнозирование
Технологическое прогнозирование возникло позже экономического. Его необходимость обусловили серьезные сдвиги в технологии, постоянно происходящие в современной экономике.
Технологическое прогнозирование имеет значение в первую очередь для подготовки стратегии исследований и разработок (стратегического плана НИОКР). Здесь технологические прогнозы находят свое выражение в решениях о том, на каких технологиях должна сосредоточиться фирма и от каких технологий отказаться.
При помощи технологических прогнозов формируется объем потенциальных технологий, который позднее, при разработке стратегии НИОКР, подвергнется отбору и селекции.
Технологические прогнозы находят свое применение также в краткосрочном планировании для оценки используемой технологии, Используя технологические прогнозы, можно определить возможности текущей технологии, потолок ее использования и необходимость в срочной смене технологии.
Техническое прогнозирование имеет наиболее важное значение для фирм, которые являются технологическими лидерами в отрасли и нацелены на дальнейший рост. Менее важно участие в технологическом прогнозировании для компаний, ориентированных на выживание. Вместе с тем выживание огромного числа современных российских предприятий связано в первую очередь с переориентацией производства и приспособлением его к рыночному спросу. А такая переориентация практически невозможна без технологической перестройки, перехода к новым, прогрессивным способам производства товаров. Поэтому специалисты по управлению рекомендуют создание технологических прогнозов даже небольшим предприятиям, не имеющим собственных подразделений НИОКР. Источниками информации для них могут стать публикации в специальной литературе, сведения, предоставляемые поставщиками и крупными клиентами, и т.д.
В целом роль технологического прогнозирования гораздо шире, чем только при подготовке стратегии НИОКР. Результаты технологического прогнозирования влияют на формирование новых взглядов в общем управленческом мышлении, оказывают воздействие на подготовку различных функциональных стратегий фирмы, например стратегии маркетинга.
Традиционная концепция маркетинга предполагает, что фирма адаптируется к уже сформировавшимся потребностям показателя. Вместе с тем сами потребности покупателей отстают от быстро меняющихся технологий. Многие товары не успевают завершить свой жизненный цикл и вытесняются с рынка под напором субститутов – технологических новинок. Следовательно, фирмы должны
· уметь предусматривать возможные изменения в технологии;
· уметь создавать новые потребности у покупателей, чтобы покупатели были готовы к восприятию товаров-новинок.
Технологическое прогнозирование способствует выработке новой концепции маркетинга, заключающейся в подготовке потребителей к будущим изменениям, ознакомлении и обучении потенциальных покупателей новых товаров.
Такой подход к воздействию фирмы на свой рынок не означает давление на потребителей и контроль над ними с целью заставить их изменить свои потребности, напротив, он приводит к сохранению существующих потребностей и обогащению их новыми, то есть к увеличению потребностей покупателей.
Как показывает опыт рыночной экономики, технологическое прогнозирование наиболее часто применяется в компьютерной, телекоммуникационной, нефтехимической, транспортной отраслях.
Технологическое прогнозирование широко использует методы, сложившиеся в общем экономическом прогнозировании, особенно:
· метод подготовки сценариев;
· метод Дельфи;
· методы экстраполяции трендов инекоторые другие.
Вместе с тем для технологического прогнозирования характерны некоторые специфические методы, среди них:
· морфологический анализ;
· анализ перекрестного влияния.
Рис. 7. Технологическое прогнозирование и подготовка стратегическогоплана
На схеме (рис. 7) показана взаимосвязь методов технологического прогнозирования и подготовки стратегического плана предприятия.
Большой популярностью у фирм, занимающихся технологическим прогнозированием, пользуются сценарии. Широко известны сценарии, разработанные для фирм, работающих в отраслях:
· генной инженерии;
· системы телекоммуникаций;
· автомобилестроения;
· техники и технологии для фармацевтической промышленности;
· автоматизации домашнего хозяйства и многих других.
·
Морфологический анализ
Базовый принцип заключается в занесении в двухфакторную матрицу ключевых параметров продукта или технологического процесса, а также альтернативных методов их достижения.
Здесь приведен морфологический анализ кирпичей, проведенный английскими специалистами (таблица 3).
Таблица 3 Морфологический анализ строительных брикетов (кирпичей)
Параметрические продукты | Альтернативные варианты параметров | ||||
Другие | |||||
A. Материал | Глина | Металл | Пластик | Утилизированные отходы | |
B. Процесс формовки | Штамповка | Отливка | Прессовка | ||
C. Процесс скрепления | Нагревание | Отливка | Молекулярный | ||
D. Особые качества | Звуконепроницаемость | Термоизоляция | Эластичность | Эстетичность | |
E. Форма | Прямоугольная | Сферическая | Сцепляющиеся блоки | Кубическая |
Таким образом, морфологический анализ помогает выделить разнообразные комбинации основных технологических параметров (методов).
В будущем прогнозе могут быть использованы:
· новые комбинации уже существующих методов;
· совершенно новые технологические методы, открытые при помощи морфологического анализа.
Серьезный подход к морфологическому анализу может дать огромное число вариантов технологий.
3.2 Анализ перекрестного влияния
Многие технические достижения могут применяться в различных отраслях экономики (например, лазеры или микропроцессоры). Следовательно, эти технологии оказывают влияние на целый ряд хозяйственных сфер и в то же время сами подвергаются воздействию других технологий.
Такие перекрестные влияния могут быть учтены в специальной таблице (таблица 4).
В таблицу заносятся основные явления в сфере технологии, напрямую касающиеся деятельности фирмы. Затем далается первоначальный прогноз их будущего состояния (без учета, перекрестного влияния). Далее выявляется перекрестное влияние одних событий на другие. И, наконец, составляется окончательный прогноз, учитывающий возможность перекрестного влияния,
Характер воздействия одного явления в технологии на другое может быть определен как позитивный, так и нейтральный, негативный. Интенсивность воздействия оценивается по 10-балльной шкале.
Так, открытие возможности записи звуков при помощи лазера существенно повлияло на индустрию виниловых дисков. Характер воздействия можно определить как отрицательный, интенсивность воздействия – не менее 7 баллов.
Таблица 4 Формат для анализа перекрестного влияния
Явления в технологии | Перспективный прогноз | Пересмотренный прогноз | ||||||||||
Время | Вероятность | …n | Время | Вероятность | ||||||||
Х | ||||||||||||
Х | ||||||||||||
Х | ||||||||||||
Х | ||||||||||||
Х | ||||||||||||
…n | Х | |||||||||||
Х – невозможность перекрестного влияния.
Метод анализа перекрестного влияния повышаетосновательность и точность прогнозов, может применяться в сочетании с методом Дельфи.