Основная часть курсовой работы. Печатается по решению Секции дисциплин менеджмента и маркетинга

УДК 339.138

ББК 65.290-2

Печатается по решению Секции дисциплин менеджмента и маркетинга

Учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Т.В. Сушкова, А.А. Заседова

Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплинам: «Основы маркетинга» и «Маркетинговые исследования». –Казань: Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2007. – 16 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры маркетинга.

Методические указания предназначены для студентов специальности 080111.65 «Маркетинг».

УДК 339.138

ББК 65.290-2

© Институт экономики, управления

и права (г. Казань), 2007

© Сушкова Т.В., Заседова А.А.

Общие положения

Курсовая работа по курсу «Основы маркетинга», «Маркетинговые исследования» - это самостоятельный творческий анализ учебного, учебно-методического и практического материала, в котором студент должен продемонстрировать знания и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины.

Задачами курсового проектирования являются:

- овладение категориальным аппаратом по дисциплине;

- овладение навыками использования маркетингового инструментария;

- овладение навыками использования первичной и вторичной информации;

- увязывание основных теоретических положений маркетинга с конкретными вопросами маркетинговой деятельности;

- разработка рекомендаций прикладного характера по результатам исследования, анализа как первичной, так и вторичной информации;

- умение грамотно излагать мысли, обобщать, классифицировать и структурировать подобранный материал;

- умение устно защищать результаты исследований.

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Основы маркетинга»:

1. Содержание маркетинга и его роль в экономике.

2. Комплексное исследование рынков (на примере конкретного рынка).

3. Внешняя среда и ее влияние на деятельность организации.

4. Эволюция маркетинговой концепции.

5. Новый товар. Подходы к его разработке.

6. Качество товара в системе маркетинга.

7. Оценка конкурентоспособности товара.

8. Товарная политика организации на целевом рынке.

9. Стратегии ценообразования в маркетинге.

10. Подходы к установлению цены продажи.

11. Ценовая и неценовая конкуренция.

12. Анализ системы сбыта и реализации товаров (на примере конкретной организации).

13. Виды и роль посредников в процессе продвижения товара (на примере конкретной организации).

14. Каналы распределения в маркетинге.

15. Рыночная атрибутика товара.

16. Анализ рынка рекламы России.

17. Товарная реклама как элемент маркетинговых коммуникаций.

18. Средства распространения рекламы.

19. Международные ярмарки и специализированные выставки.

20. Значение «Паблик рилейшнз» в достижении высокой общественной репутации фирмы.

21. Современные методы стимулирования сбыта, используемые различными предприятиями на российском рынке.

22. Разработка комплекса маркетинга в организации.

23. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия.

24. Планирование в системе маркетинга.

25. Контроль маркетинговой деятельности предприятия.

26. Организация и функционирование службы маркетинга на предприятии.

27. Маркетинг и общество.

28. Консъюмеризм – защита прав потребителей.

29. Жизненный цикл товара, политика маркетинга на разных этапах.

30. Значение и использование Интернет в маркетинге.

31. Современные методы продвижения товаров.

32. Отношение потребителей к организации (к продуктам).

33. Формирование имиджа организации.

34. Моделирование концепции мультиатрибутивного товара.

35. Анализ ассортиментной политики организации.

36. Изучение потребительского поведения (на примере конкретного рынка).

37. Влияние упаковки на выбор продукта.

38. Анализ эффективности рекламы.

39. Анализ деятельности конкурентов (на примере конкретного рынка).

40. Изучение конкурентоспособности продукта (организации).

41. Сегментация как метод изучения потребителей.

Примерная тематика курсовых по дисциплине «Маркетинговые исследования»:

1. Тенденции развития базового рынка.

2. Анализ потребительских предпочтений.

3. Анализ эффективности рекламы.

4. Анализ ассортиментного предложения на локальном рынке.

5. Анализ деятельности конкурентов.

6. Изучение конкурентоспособности продукта.

7. Оценка позиций марок на локальном рынке.

8. Исследование коммуникационного комплекса организации.

9. Осведомленность потребителей о своих правах.

10. Исследование упаковки продукта.

11. Измерение рыночного потенциала.

12. Определение рейтинга организаций на рынке.

13. Исследование маркетинговой деятельности печатных СМИ.

14. Анализ системы стимулирования сбыта на базовом рынке.

15. Изучение удовлетворенности потребителей продуктом.

16. Сегментация как метод изучения потребителей на локальном рынке.

17. Изучение отношение потребителей к организации

18. Изучение отношение потребителей к продукции фирмы.

19. Конкурентные цены на базовом рынке.

20. Анализ имиджа организации как показателя потребительской реакции.

21. Краткосрочное прогнозирование сбыта.

22. Анализ привлекательности рынка.

23. Анализ рыночных возможностей организации.

24. Измерение познавательной реакции потребителей.

25. Эмоциональный уровень потребительской реакции на локальном рынке.

26. Моделирование концепции мультиатрибутивного товара.

27. Организация как объект маркетингового анализа.

28. Аудит маркетинга организации.

29. Профиль потребителя на локальном рынке.

30. Особенности менталитета покупателей на локальном рынке.

31. Этнокультурные факторы потребительского поведения.

32. Конъюнктурный анализ рынка.

33. Процесс принятия решения о покупке товаров предварительного выбора.

34. План рекламной кампании фирмы на локальном рынке.

Темы курсовых работ могут быть скорректированы и конкретизированы в зависимости от характеристики объекта исследования, доступности для сбора маркетинговых данных, области интересов студентов. Варианты тем должны быть согласованы с научным руководителем.

Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа состоит из введения, двух-трех разделов (теоретического, аналитического и проектного), выводов и предложений, списка используемой литературы и приложений.

Введение

Введение включает в себя следующие элементы:

- постановку проблемы, т.е. место решаемой в курсовой работе проблемы в ряду других проблем маркетинга, обоснование актуальности рассматриваемой темы;

- определение цели и задач курсовой работы. Цель работы должна быть тесно связана с местом рассматриваемой тематики в ряду других аспектов изучаемой дисциплины. Цель представляет собой результат, достигаемый в процессе написания курсовой работы.

Задачи курсовой работы формулируются таким образом, чтобы их решение способствовало достижению поставленной цели. Они решаются в каждом из разделов работы, по своему характеру соответствуют характеру раздела (первая задача – связана с характеристикой теоретических аспектов темы, вторая – аналитическая, третья – проектно-рекомендательная);

- обоснование структуры курсовой работы, т.е. объяснение целесообразности выбранной последовательности рассматриваемых вопросов;

- обзор использованной литературы представляет собой краткую характеристику источников (учебников, учебно-методических пособий, научных монографий, периодической печати, документов и др.), сгруппированных по каким-либо общим признакам.

Основная часть курсовой работы

Основная часть курсовой работы состоит из двух-трех разделов. В первом теоретическом разделе дается анализ степени изученности данной проблемы, развернутые определения основных понятий, точки зрения отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме, перечень и развернутое описание используемых методик и инструментов: сбора и анализа первичной и вторичной информации, анализа и оценки состояния объекта исследования и т.п.

Теоретический раздел может состоять из двух-трех подразделов.

Второй аналитический раздел курсовой работы должен носить самостоятельный характер и представлять собой диагностику состояния объекта в рамках выбранной темы. Раздел, как правило, начинается с краткого описания объекта исследования, его внешней среды, характеристики методологии и методики конкретного, проведенного автором исследования. Если в основе анализа курсовой работы лежит вторичная информация (результаты предыдущих исследований, данные государственной статистики, аналитические статьи о развитии рынка (отрасли и т.п.), то не допускается ее дублирование, переписывание. Эта информация должна быть проанализирована и на ее основе может быть сделана собственная классификация и т.п. Полученная в ходе анализа информация обрабатывается, интерпретируется, формулируются выводы.

Если курсовая работа состоит из двух разделов, то один из подразделов аналитического раздела должен носить проектный (рекомендательный) характер.

Второй раздел работы делится на подразделы по этапам анализа, применяемым методикам, предметам анализа.

Третий раздел курсовой работы - проектный. Он содержит предложения автора по совершенствованию деятельности объекта исследования, т.е. рекомендации по решению проблемы. Конкретное содержание проектного раздела определяется темой курсовой работы и может представлять собой, например, план рекомендаций, направленных на повышение осведомленности потребителей о своих правах; пути совершенствования системы сбыта в организации; формирование имиджа; проект плана рекламной кампании организации.

Предложения, содержащиеся в проектном разделе, прямо следуют из результатов анализа, представленных в предыдущем разделе. Они могут быть связаны с изменениями характеристик анализируемой продукции, комплекса маркетинга или отдельных его элементов и др.

Третий раздел по названию может совпадать с темой курсовой работы и должен содержать не менее двух подразделов.

Выводы и предложения

Четвертый (третий) раздел курсовой работы – «Выводы и предложения» (раздел не нумеруется) должен содержать пронумерованные пункты отдельно для выводов и отдельно для предложений.

Выводы и предложения – краткое, тезисное изложение результатов предыдущих разделов работы. Выводов должно быть не менее двух (один – по теоретическому, один – по аналитическому разделу), предложений от двух до десяти.

Список использованной литературы

Последний из обязательных элементов курсовой работы – список использованной литературы. Он должен включать не менее 15 наименований и иметь сквозную нумерацию (Приложение 1).

Приложения

Приложения не являются обязательным элементом курсовой работы. Они содержат текст, таблицы, рисунки, справочные материалы и т.п. Эти материалы носят вспомогательный характер, использование которых в основной части работы автором признается нецелесообразным.

Каждое приложение должно иметь название и собственную нумерацию страниц. В правом углу каждого приложения заглавными буквами пишется слово «Приложение» и указывается его порядковый номер арабскими цифрами. Знак «№» не указывается, например, «Приложение 2». Приложение должно иметь содержательный заголовок. При необходимости, текст приложения может быть разделен на подразделы и пункты, нумеруемые арабскими цифрами. Таблицы и рисунки в приложениях не нумеруются, а ссылки на них делаются так: «по данным таблицы, представленной в Приложении 4 …» и т.д.

Объем курсовой работы

Общий объем курсовой работы 25-35 страниц печатного текста.

Они распределяются следующим образом:

титульный лист – 1 страница (Приложение 2);

содержание – 1 страница (Приложение 3);

введение – 2-3 страницы;

1 раздел (теоретический) – 7- 8 страниц;

2 раздел (аналитический) – 8-12 страниц;

3 раздел (проектный) – 3-5 страниц;

4 раздел (выводы и предложения) – 2-3 страницы;

список использованной литературы – 1-2 страницы.

Наши рекомендации