Оформление курсовой работы. Выполнение курсовой работы по дисциплине «Управление маркетингом» предусматривается действующей типовой программой по дисциплине

Общие указания

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Управление маркетингом» предусматривается действующей типовой программой по дисциплине, утвержденной УМО по маркетингу. Всем студентам предлагается общая тема курсовой работы «Совершенствование организации управления службой маркетинга на предприятии». Однако с учетом выбранного предприятия как объекта исследования, имеющего свою отраслевую принадлежность, организационно-правовую форму, размеры производства и др., тема становится сугубо индивидуальной.

Цель курсовой работы –научить студентов практическим навыкам организации управления маркетинговой деятельностью предприятия в условиях постоянно изменяющихся факторов внутренней и внешней среды фирмы.

Задачами курсового проектирования являются:

а) систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по курсу «Управление маркетингом»; применение этих знаний при решении конкретных научных и производственных вопросов;

б) системное использование знаний, полученных при изучении курсов «Основы маркетинга», «Менеджмент», « Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Поведение потребителя», «Маркетинговые коммуникации» и др.

в) закрепление и углубление навыков по рассматриваемым проблемам, развитие способностей самостоятельно работать с источниками научной и маркетинговой информации; овладение умением связывать теорию с практикой маркетинговой деятельности.

Выполнение курсовой работы рекомендуется проводить в такой последовательности:

· Сформулировать цель и задачи исследования, определить объект и предмет исследования.

· По литературным и электронным источникам информации представить в сжатой форме основные положения и методику организации управления службой управления на предприятии.

· На основе данных из первичных документов организации дать краткую характеристику объекта исследования с учетом отраслевых, организационно-правовых особенностей и размеров производства.

· Провести анализ маркетинговой деятельности предприятия с использованием соответствующих методик и выявить пути совершенствования маркетинговой деятельности.

· Разработать инструментарий, посредством которого будет собираться первичная информация. В качестве инструмента рекомендуется проведение опроса с помощью анкеты.

· Разработать на основе проведенного анализа проект организации управления службой маркетинга на предприятии.

· Разработка выводов и практических рекомендаций по результатам проведенных исследований.

· Оформить курсовую работу и сдать на проверку руководителю.

· Защита курсовой работы.

Структура курсовой работы

Рекомендуется следующая структура курсовой работы:

Титульный лист

Реферат

Задание на выполнение курсовой работы

Содержание

Введение

1. Теоретические основы организации управления маркетинговой службы предприятия.

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия.

3.1. Анализ комплекса маркетинга предприятия

3.2. Оценка целевого рынка предприятия.

3.3. Анализ распределения и исполнения функций маркетинга работниками аппарата управления предприятия.

3.3.1. Аналитическая функция.

3.3.2. Товарно-производственная функция.

3.3.3. Сбытовая функция.

3.3.4. Функция управления и контроля.

3.4. Анализ маркетинговых возможностей предприятия.

4. Проект организации управления службой маркетинга на предприятии.

4.1. Обоснование цели и задач деятельности службы (отдела) маркетинга.

4.2. Обоснование организационной структуры службы маркетинга.

4.3. Разделение и кооперация функций маркетинга и разработка структуры управления.

4.4. Проект положения об отделе (службе) маркетинга на предприятии.

4.5. Проект должностных инструкций персонала отдела маркетинга.

4.6. Организация труда в отделе маркетинга

5. Экономическая оценка дополнительных затрат на организацию отдела маркетинга.

Выводы и предложения.

Список литературных источников.

Приложения.

Содержание курсовой работы

Примерное содержание разделов приведено ниже.

Титульный листоформляется по общепринятой на факультете форме в соответствии с СТО ВГМХА 01-2008 «Документы текстовые учебные». Образец титульного листа представлен в Приложении 1.

Рефератсодержит название темы, характеристику объема текста документа, количества таблиц, рисунков, формул, литературных источников и приложений; перечень ключевых слов и текст реферата, отражающий основное содержание документа. Пример оформления реферата представлен в п.3.3.3 СТО ВГМХА 01-2008.

Задание на проектированиеоформляется на кафедре назначенным руководителем по курсовой работе студента после выбора им темы. Кроме формулировки темы, структуры курсовой работы, перечня исходных материалов и др. обязательных требований, в задании будет указан руководитель и возможные каналы связи с ним (телефон, Е-mail и пр.), позволяющие получить оперативную консультацию при написании курсовой работы студентом.

Содержаниевключает наименование всех разделов, подразделов и пунктов с указанием нумерации страниц, на которых размещается начало материала раздела, подраздела, пункта.

Введение должно вводить в содержание работы (2-З с.). В нем следует раскрыть: необходимость и актуальность исследований, предусмотренных темой работы; основную цель и поставленные для ее достижения задачи; объект и предмет исследования; использованные методы и приемы исследования; объект и предмет исследования и используемые за определенный период (с … по …) материалы, и источники официальной информации.

Теоретические основы организации маркетинговой службы предприятия. В этом разделе необходимо отразить основные теоретические понятия, связанные с организацией управления и раскрыть содержание методики организации управления службой управления на предприятии, включающей в себя следующие этапы: уточнение цели и задач деятельности службы (отдела) предприятия на ближайшую перспективу; разработка организационной структуры и структуры управления отделом (службой); разработка положения о службе; разработка должностных инструкций; организация труда работников отдела (службы); обоснование штатного расписания и сметы затрат на содержание отдела (службы).

Организационно-экономическая характеристика предприятия. Данный раздел работы должен содержать характеристику отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы предприятия, динамику размеров предприятия, оценку экономического состояния за 3 последние года, характеристику персонала, организационную структуру предприятия.

Анализ маркетинговой деятельности предприятия целесообразно начать с анализа комплекса маркетинга предприятия: товара (характеристика товара - физические, функциональные, эстетические, эргономические, экономические и др. свойства. Товарный ассортимент предприятия, качество и конкурентоспособность товара), цены (факторы, влияющие на механизм ценообразования, анализ цен на собственные товары и товары конкурентов, используемые методы ценообразования, ценовые механизмы), товародвижения (организации товародвижения, охват рынка, средства сбыта, транспорт, характеристика посредников), стимулирования сбыта (реклама, выставки, ярмарки, содействие продажам, личные продажи, связи с общественностью).

Далее следует сделать оценка целевого рынка предприятия на который и направлено воздействие комплекса маркетинга. Она должна в себя включать характеристику основных сегментов рынка с точки зрения демографических, географических, социально-экономических, психографических и поведенческих критериев и размер сегмента.

Следующим шагом должен быть анализ распределения и исполнения функций маркетинга (аналитической, товарно-производственной, сбытовой и функции управления и контроля) работниками аппарата управления предприятия. Анализ должен выявить кто и какие функции маркетинга выполняет в аппарате управления, в полном ли объеме выполняются функции маркетинга, к каким результатам это приводит. В ходе анализа выполнения функций должны быть вскрыты недостатки, которые следует устранить для успешного достижения цели и задач предприятия.

На основе анализа проведенного выше следует сделать оценку маркетинговых возможностей предприятия. Она может заключаться в рассмотрении состояния товара и рынка (существующий и новый). Данное заключение по развитию товара и рынка ляжет в основу обоснования цели деятельности отдела (службы) маркетинга и определения его (ее) структуры в следующем разделе работы.

Проект организации управления службой маркетинга на предприятии. В этом разделе необходимо на основе проведенного анализа обосновать цели и задач деятельности службы (отдела) маркетинга на ближайшую перспективу с учетом маркетинговых возможностей по выбранному направлению развития. Исходя из цели и задач определяется тип разрабатывается организационная структуры службы маркетинга и структура управления, дается характеристика разделение и кооперация функций маркетинга между работниками в отделе маркетинга, а также между работниками отдела и остальными работниками аппарата управления.

Следующим шагом проекта должно быть представлено Положение об отделе (службе) маркетинга для данного предприятия. Оно может включать в себя следующие разделы: назначение, задачи, состав, взаимоотношения с другими подразделениями и службами предприятия.

В зависимости от размера спроектированной службы маркетинга следует разработать должностную инструкцию на 1-2 его работников. Должностная инструкция должна включать в себя следующие разделы: Общие положения, обязанности, права, ответственность работника.

В первом разделе «Общие положения» должны найти отражение следующие пункты:

· Статус должности и ее назначение;

· Порядок назначения и смещения с должности (выборы, контракт, по заявлению, по представлению руководителя и т.д.);

· Кому непосредственно подчиняется, кто подчиняется ему;

· Чем руководствуется в своей работе (Законодательством РФ, Уставом предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, Приказами и распоряжениями по предприятию (структурному подразделению).

· Требуемый (минимально допустимый) уровень квалификации; стаж работы.

· Что должен знать претендент на должность и что уметь.

· Какими особыми качествами должен обладать претендент на данную должность (владение персональным компьютером, иностранным языком, водительское удостоверение категории «_» и т.п. в соответствии со спецификой выполняемой работы).

Во втором разделе «Обязанности» перечисляются должностные обязанности данного работника. При этом учитывается, что должностное лицо может выступать как в роли руководителя отдела (службы), так и в роли специалиста соответствующего профиля. Как руководитель службы управления предприятием должностное лицо осуществляют планирование деятельности службы по всем направлениям, организуют работников службы, материально-техническую, информационную основу для работы службы, условия труда и управление службой.

При определении обязанностей необходимо избегать расплывчатых формулировок типа «Улучшать», «добиваться», «повышать» и т.п. Процесс повышения или улучшения чего-либо безграничен, и невозможно определить степень достижения расплывчато поставленной цели. Такие формулировки порождают бесконтрольность и безответственность в работе.

В разделе «Права» перечисляются права работника. Содержание этого раздела должно вытекать из содержания раздела «Обязанности». Выполнение каждой обязанности требует наличия соответствующего права или даже прав, поскольку только «бездельнику» нужно одно право – ничего не делать. В этой же связи бессмысленно наделять работника правами, которые выходят за рамки необходимых прав для выполнения его должностных обязанностей. Правом можно воспользоваться только при выполнении какого-либо действия, а если данная работа не входит в компетенцию работника, – он не должен ее выполнять, а, следовательно, не сможет воспользоваться и этими дополнительными правами.

В разделе «Ответственность» указываются позиции, по которым работник несет персональную ответственность. Прежде всего, это степень выполнения должностных обязанностей и достижения поставленных целей, и, во-вторых, правильность использования своих прав.

Заключительным шагом проекта является проект организация труда в отделе (службе) маркетинга. В данном пункте следует предложить и обосновать такие аспекты по проектируемому отделу (службе), как нормирование труда, условия труда, организация рабочих мест, режим труда и отдыха, средства механизации труда, особенности техники личной работы.

Экономическая оценка дополнительных затрат на организацию отдела (службы) маркетинга. Все предложения, сделанные в курсовой работе должны быть оценены в стоимостной форме по видам затрат. Содержание данного раздела должно убедить в рациональности сделанных предложений, их экономичности и эффективности. Доказательствами являются расчеты, сопоставляющие совокупные затраты на все нововведения, предлагаемые в проектной части работы и прогнозируемым результатом от реализации предложений. В итоге, затраты должны окупиться, а за какой срок и при каких условиях – должен показать расчет.

Выводы и предложения. Этот разделе содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В нем, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Список литературных источников. Рекомендуется использовать учебную, научную и нормативно-справочную литературу по выбранной теме, периодические издания, нормативно-правовые акты, электронные информационные ресурсы. Количество используемых литературных источников должно составлять не менее 15. На источники должны быть сделаны ссылки с указанием порядкового номера и страницы цитируемого текста или заимствованной идеи.

Приложения.Обязательными приложениями к курсовой работе должны быть: организационная структура и структура управления предприятием; ассортимент производимой продукции в виде номенклатуры изделий, прайс-листа и т.п.; рекламная продукция предприятия.

Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы осуществляется в соответствии с требованиями СТО ВГМХА 01-2008 «Документы текстовые учебные».

Рекомендуемая литература

1. Болт Т. Практическое руководство по управлению сбытом. – М.: Экономика, 1991.

2. Вуд М.Б. Маркетинговый план: Практическое руководство по разработке: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. – М.: Финпресс, 1999.

4. Голубков Е.П.Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: издательство «Финпресс», 2003.

5. Данько Т.П.Управление маркетингом: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – Спб: Питер Ком, 1998.

7. Котлер Ф.Основы маркетинга: краткий курс: [пер. с англ.] / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2007.

8. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. – Спб.: Питер, 2000.

9. Маслова Т.Д.Маркетинг: учебник для вузов по спец. 080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик . - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.[и др.]: Питер , 2009

10. Медведев П.М. Организация маркетинговой службы с нуля. – СПб.: Питер, 2005.

11. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие/ Под ред. НюК. Моисеевой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005

12. Пешкова Е. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: ОСЬ-89, 1996

13. Соловьев Б. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров. Модуль 13. – М.: ИНФРА-М, 1999.

14. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. – М.: БИНОМ, 1998.

15. Тоффлер Б., Имбер Д. Словарь маркетинговых терминов. – М.: ИНФРА-М, 2000.

16. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. 4-е изд.- СПб.: Питер, 2006.

17. Федосеев В.Н. Управление маркетингом: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

18. Федько В.П. Основы маркетинга : учебное пособие для студ.вузов / В.П.Федько, Н.Г.Федько . - Изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

19. Журналы: «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Практический маркетинг», «Маркетолог».

20. СТО ВГМХА 01-2008 «Документы текстовые учебные».

Другая литература и электронные источники информации определяются отраслевой принадлежностью исследуемого предприятия.

Приложение 1

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная

академия имени. Н.В. Верещагина»

Экономический факультет

Специальность: маркетинг

Заочное обучение

Кафедра менеджмента и маркетинга

Наши рекомендации