Особенности утопического социализма постмануфактурного периода. Параллельно развитию классической доктрины развивается социалистическая социально-экономическая доктрина
Параллельно развитию классической доктрины развивается социалистическая социально-экономическая доктрина, критикующая негативные стороны капиталистического развития.
Первоначальные формы утопического социализма можно найти уже в период античности и средневековья, поскольку человечество всегда мечтало о счастливой и справедливой жизни. Интенсивное формирование утопического социализма начинается в период зарождения капитализма, т.е. в эпоху Возрождения и Реформации (Ян Гус в Чехии, Томас Мор в Англии, Томазо Кампанелла в Италии). В ранних социалистических утопиях (начиная с Платона и кончая произведениями Т. Мора, Т. Кампанеллы) речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиций морали. Поэтому социалисты того времени тяготели к примитивному идеалу общественного устройства, основанному на принципах равенства потребностей и равенства способностей, придерживались принципов общности имущества, обязательности труда для всех.
Однако в первой половине XIX в. под влиянием трудов представителей классической политической экономии доктрины социалистов-утопистов претерпели существенные качественные изменения. Социалисты-утописты эпохи промышленного переворота не только не приемлют (Р. Оуэн), либо критикуют (К. Сен-Симон и Ш. Фурье) институт частной собственности, но и осуждают свободную конкуренцию, видя в ней не только причину эксплуатации человека человеком, но и неизбежную монополизацию хозяйственной жизни, приводящую к экономическим кризисам.
Обобщив учения всех социалистов-утопистов этого периода, можно выделить следующие основные черты утопического социализма:
- социалисты-утописты критикую капитализм за то, что он разобщает людей, обогащая одних и разоряя других;
- отрицают не только революционный (насильственный) переход, но эволюционные социально-экономические преобразования общества. Переустройство общества видят в пропаганде, просвещении людей, т.к. с помощью просвещения можно убедить в необходимости перехода к новому справедливому обществу, где нет классов и конкуренции, потребности, рекомендуемые свободными ассоциативными образованьями трудящихся, разумны;
- наряду с пропагандой используют метод эксперимента. Многие из них создают коммуны, живущие по неосуществимым, вымышленным общественным порядкам.
Томас Мор(1478—1535 гг.) Самая знаменитая его работа «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом устройстве Утопии» (или «Утопия» - нигдея) вышла в начале XVI в., когда в Англии происходил процесс огораживания, приведший к массовому обнищанию крестьян и бродяжничеству.
Первая книга «Утопии» посвящена критике современных Мору социальных порядков. В ней Мор дает потрясающую картину бедствий обездоленных масс: «Ваши овцы... обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города. В тех частях королевства, где добывается более тонкая и потому более драгоценная шерсть, знатные аристократы и даже некоторые аббаты, люди святые, не довольствуются уже теми ежегодными доходами и процентами, которые обычно нарастали от имений их предков. Их праздная и роскошная жизнь не приносит никакой пользы обществу, пожалуй, даже и вредит ему. Так вот, в своих имениях они не оставляют ничего для пашни, отводят все под пастбища, сносят дома, разрушают города, оставляя храмы только для овечьих стойл».
В первой части Мор пытается найти причину обнищания основой массы населения. Он указывает на то, что люди, занятые необходимым трудом живут в нечеловеческих условиях, по сравнению с которыми «положение скота представляется более предпочтительным», а жизнь тунеядцев «протекает среди блеска и роскоши». В руки немногих хитрых и бесчестных людей попадают все блага, на долю скромной и трудолюбивой массы остается беспросветная нужда. По мнению Мора причиной происходящего является частная собственность. «...Где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда-либо возникает правильное и успешное течение государственных дел... Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможно только с совершенным уничтожением частной собственности, но если она останется, то и у наибольшей и лучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей».
Во второй части «Золотой книги» Т. Мор дает систему идеального социального строя, т.е. показывает, каким должно быть здоровое общество, в котором отсутствует частная собственность. Жизнь на остове Утопия идеальная, в условиях коллективной формы собственности все трудятся, нет ни бедных, ни богатых, царит порядок и дисциплина, все блага принадлежат всем. Островитяне благодаря труду превратили остров в самое лучшее место на Земле.
Остров разбит на 54 округа, в центре которого город. Каждый горожанин обязан два года отработать в сельском хозяйстве (это позволит преодолеть различия между городом и деревней). Все обязательно заняты физическим трудом, а наукой и искусством люди заняты в свободное время.
Люди, занятые в общественном производстве, за свой труд не получают денег, так как они вообще отсутствуют. Мор пишет, что благодаря отсутствию денег на острове нет преступности, зависти, жадности, а золото является презренным металлом, и провинившиеся перед обществом жители носят золотые украшения.
Люди питаются в столовых, где звучит музыка, и люди имею возможность общаться друг с другом. Общество обеспечивает своих граждан всем необходимым через склады, поскольку потребности у членов общества скромные, а благодаря тому, что все трудятся, на острове отсутствует праздность, поэтому парадную одежду носят несколько лет, а рабочую семь месяцев.
Таким образом, Томас Мор впервые дает систематически разработанный проект коммунистической производительной организации.
Роберт Оуэн(1771 - 1858 гг.) - английский социалист-утопист, автор работ «Об образовании человеческого характера», «Доклад графству Нью-Ланарк», «Книга о новом нравственном мире» и др.
Оуэн перенял у классиков трудовую теорию стоимости (близка к теории Д. Рикардо), но в отличие от них, не допускал положения о том, что ценность товара включает в себя еще и прибыль. Именно возникновение прибыли, по его мнению, является причиной обездоленности рабочих и экономических кризисов.
Оуэн не принял и мальтусовскую теорию народонаселения, утверждая, чтопри правильной организации физического труда можно производить необходимые средства существования безгранично возрастающему населению. Но это не было голословным утверждением, будучи крупным фабрикантом, Р. Оуэн предвосхитил многие, ставшие сегодня обыденными, мероприятия по решению социальных проблем в условиях фабрично-заводской организации общественного производства. Он для своих рабочих еще в начале XIX в. строил специальные благоустроенные жилища, столовую, лавки, сберегательную кассу, детский сад и ясли и т.д.
Установленным им порядок труда на полвека опередил соответствующее фабричное законодательство:
- рабочий день для взрослых составлял не 17, а 10 часов;
- повысил заработную плату, уничтожил систему штрафов;
- изменил жилищные условия рабочих;
- на его предприятиях не использовался труд детей до 10 лет.
Оуэн организовал систему воспитательных и образовательных учреждений не только для детей, но и для взрослых (эти учреждения были светскими), поскольку он был абсолютно уверен, что человек - продукт среды и его недостатки - следствие пороков существующего общества, поэтому нельзя ставить в упрек человеку его невежество и другие пороки. Свою формулу «среда - характер» Оуэн называет единственным открытием, которое спасет человечество. Поэтому воспитание детей он рассматривает как одно из важнейших условий переустройства общества, подготовляющих «новый нравственный (т.е. социалистический) мир».
По мнению Оуэна, господство частной собственности является решающей причиной бесчисленного множества «несправедливостей, преступлений и бедствий», испытываемых человеком, а машины, которые могут быть «величайшим благодеянием», становятся ее «величайшим проклятием». В своих работах он пытается обосновать концепцию «разумного устройства общества», считая, что основным требованием при переходе к новому обществу является принятие «разумных законов», устраняющих одну из причин бед «всей социальной системы» - «ничего не производящих потребителях», т.е. Оуэн предлагает устранить от власти тех, кто не занят производительным трудом. Например, им предлагается постепенно скупить землю «по ее рыночной цене у тех, кто не желает на ней трудиться, и превратить ее в общественную собственность с тем, чтобы она служила единственным источником государственных доходов», т.е. он предлагает отменить право наследования на землю у тех, кто ее не обрабатывает.
Оуэн, как и все социалисты-утописты, против «любого насильственного переворота», замена «несправедливого общественного строя», по его мнению, должна осуществляться «постепенно, мирно и мудро» при условии реализации «научных начал». Говоря о реализации задач по проектированию нового общества, он все свои надежды возлагает на усилия «разумного правительства» по обеспечению соответствующих «разумных условий». К числу таких условий им отнесены:
- широкое применение в ассоциациях машин для замены ручного труда в различных сферах, включая домашнее хозяйство;
- превращение труда в единственное мерило ценности;
- обретение деньгами собственной внутренней стоимости настолько, чтобы она стала «значительно ниже ценности железа и стали»;
- обеспечение изобилия богатства после того, как человечество уничтожит металлические деньги и заменит их «национальными деньгами» — бонами труда;
- использование различных методов просвещения населения и особенно посредством периодической печати;
- ликвидация «бесполезной частной собственности», а соответственно, и прибыли благодаря контактам производителей без посредников и др.
Клод Анри де Рубруа Сен-Симон(1760 –1825 гг.) - французский социалист-утопист, автор «Письма Женевского обитателя к современникам», «О промышленной системе», «Катехизис промышленников» и др.
Для Сен-Симона социальная система с экономикой свободной конкуренции - это не просто переходный этап между уходящим феодализмом и пока еще не достигнутой идеальной социальной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к обществу социальной справедливости, основанному на «индустриальном равенстве». Этот переход исторически неизбежен, при этом он ссылается на науку, разум и передовые идеи, растущий потенциал которых приближает грядущие перемены. Сен-Симон (как и все социалисты-утописты) считает, что в индустриальном обществе исчезнут антагонистические классы, а правительство будет выполнять сугубо экономические функции (вместо политических).
Однако (в отличие от остальных социалистов-утопистов) Сен-Симон не отвергает частную собственность при социализме, подчеркивая, что «именно этот институт служит основой общественного здания» и что необходим «закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею».
Таким образом, общество будущего, по Сен-Симону, должно быть основано на научной и планово организованной крупной промышленности, но при сохранении частной собственности. Господствующая роль в этом обществе им отводится ученым и промышленникам.
К «промышленникам» Сен-Симон относит рабочих, фабрикантов, купцов, банкиров, т.е. всех тех, кто «составляет три крупных класса, которые называются земледельцами, фабрикантами и торговцами». К особенностям и достоинствам «промышленников» он относит то, что они производят все богатства и поэтому владеют денежными средствами; достигают по численности более 24/25нации, превосходят других в умственном отношении. Класс «промышленников» прежде всегда противостоял двум другим «непромышленным классам» - дворянам и буржуа. Но с наступлением «эпохи переходной» (от феодализма к социализму) в составе нации остается только два класса, а именно: промышленники, и расширивший свои границы «класс правителей», потому что буржуа «заставили допустить себя» в этот непромышленный класс и «теперь промышленники должны содержать дворян и буржуа». «Промышленники» возьмут высшее руководство достоянием государства и передадут его в руки «наиболее значительных людей в своей среде», т.е. в руки «ученых и вождей промышленников». Крупная промышленность будет управляться из единого центра по единому плану, разрабатываемому учеными. Отсюда следует, что Сен-Симон первым подчеркнул ведущую роль науки в управлении обществом.
В воображаемом обществе конкуренцию заменит ассоциация. Все будут обязаны трудиться, но каждый работает по способностям. Труд каждого оценивается по принципу: от каждого – по способностям, каждому – по его делам. Но для создания такого справедливого общества недостаточно изменить одни только материальные условия жизни, необходимо еще и духовное перевоспитание людей. В этом обществе (помимо частной собственности) также сохраняется доход на капитал. Поскольку работа предпринимателя, подчиняющегося научному руководству, признается полезной для общества, поэтому требует постоянного поощрения.
Шарль Фурье(1772 – 1832 гг.) французский социалист-утопист, предложивший не менее оригинальную модель «справедливого» социального устройства будущего, чем его современники Оуэн и Сен-Симон. Наиболее значительными публикациями являются «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способов привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти», «О трех внешних единствах» и др.
Шарль Фурье особенно интересовался организацией труда, оценивая его эффективность по степени свободы. Оздоровленная трудом планета будет посылать в мировое пространство творческие космические излучения, и в мироздании возобновится созидательная деятельность. А космические излучения из мирового пространства приведут к сказочным изменениям природы на Земле. Буржуазное же производство подчиняется не интересам общества, а отдельным лицам, поэтому сейчас, считает Фурье, царят хаос, анархия, разгул страстей: человеческая бедность одних порождена избытком у других. Целостная личность превращается в раздробленного, частного индивида. Существующее общество не в состоянии обеспечить основное право человека - право на труд.
Для создания «гармонии страстей» необходимо социетарное, правдивое, привлекательное производство, а именно небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и занимающаяся трудовой деятельностью. Это - фаланга, в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физического и умственного труда. Люди работают сериями по 1,5 – 2 часа, все время меняя место работы и профессию, поэтому они не устают, и труд приносит им радость.
Весь доход делится на три части: на оплату направляется 5/12 частей, 4/12 достается предпринимателю, предоставившему фаланстерам свой капитал, а 3/12 идет на поощрение изобретателей и нововведения. В этом обществе рабочий, став акционером, сможет участвовать в прибылях и быть избранным на руководящие должности в структуре соответствующей фаланги.
Люди живут в фаланстерах - дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию. Фаланстеры дают экономию времени, поскольку индивидуальный быт, отнимающий много времени, отсутствует.
Достоинствами воображаемого общества является:
- всемерная гармония; установление по всему земному шару единства языка, денег, мер, типографских (печатных) знаков и других средств сношений;
- более высокие урожаи для возможностей местного и внешнего потребления;
- всеобщее достижение культурных нравов;
- недопущение никакой уравнительности;
- превращение промышленного производства только в дополнение к земледелию (только по окончанию сельскохозяйственных работ производятся мануфактурные работы);
- возможность сразу умножить вчетверо доход от хозяйственной деятельности и в 20 раз доход, полученный от хозяйствования и т.д.
Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех и ведущим к осуществлению социетарного строя. Он предлагал делить доход от производства по труду, капиталу и таланту трудящихся в соотношении 5:4:3 (на практике фаланстеры быстро развалились, например, в США их было сорок).
В деталях и мельчайших подробностях описывал Ш. Фурье в своих произведениях идеальный строй будущего и возможные пути перехода к нему. Однако неуемная фантазия иногда забивала научный, здравый подход. Но сквозь все эти фантазии пробивалась главная мысль: буржуазное общество настолько противоречиво, настолько античеловечно, поэтому должно быть устранено, сменено обществом социальной гармонии, подготовленным всей предшествующей историей.
Фурье в своих трудах критикует классическую политическую экономию и восхваляемую ее представителями экономику свободной конкуренции, поскольку, по его мнению, экономика свободной конкуренции неоправданно расширяет армию «торговцев и торговых агентов». К недостаткам этой системы он также относит социальный хаос; ограбление бедняков и обогащение богачей; неопределенность возрастания народонаселения; индустриализм, лишь усиливающий нищету бедняков и т.д.
В созданное воображением Фурье общество гармонии верили целые поколения. И не только верили, но и пытались вслед за учителем воплотить грезы в действительность.
Социалисты-утописты жили в разные исторические эпохи, почти три столетия разделяют Томаса Мора (1478) и Шарля Фурье (1772), они были представителями различных классов и социальных групп - от самых привилегированных (Сен-Симон) до коммерсанта Шарля Фурье, от лорда-канцлера Англии Томаса Мора до выходца из семьи мелкого ремесленника-шорника Роберта Оуэна, представляли различные нации, существенно отличались по образу жизни. Но, несмотря на различия, их объединяет и сближает то, что они были предшественниками разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом так называемой теории научного социализма. Их идеи, взгляды, искания доказывали бесчеловечность строя, где царят эксплуатация и угнетение.
Объединяет их еще и то, что все они были представителями утопического социализма, их идеалам не суждено было свершиться ни в период их жизни, ни в последующие эпохи.
Тренировочные задания
1. Какие общие с классиками теоретико-методологические позиции присущи творчеству социалистов-утопистов первой половины XIX в.?
2. Кто такие сен-симоновские «промышленники»? Кого Сен-Симон относит к «непромышленным классам» и «классу правителей»?
3. Какими аргументами мотивируют лидеры утопического социализма свое неприятие идеи ничем не ограниченной свободы конкуренции и критику института частной собственности?