Примеры решения тренировочных заданий. 1. Чемберлин исследует категорию издержек сбыта,так как без издержек сбыта практически невозможно созда­ние новых рынков

1. Чемберлин исследует категорию издержек сбыта,так как без издержек сбыта практически невозможно созда­ние новых рынков, формирование и управление спросом, они вклю­чают все затраты на создание торговой информации или рекламу товаров, как известных на рынке, так и новых. Например, Чемберлин исследует воздействие рекламы на спрос, доказывая, что с ее помощью может произойти увеличение сбыта товара без изменения цены, и, следовательно, увеличение прибыли.

2. Сущность экономического развития заключа­ется в постоянных изме­нениях (в технике, технологии, организации и т.д.). В результате постоянных инноваций, нововведений, принципиально новых комбинаций факторов производства (нововведений), использования новых технологий и организаций производства создается новый продукт, открываются новые рынки сбыта и ис­точники сырья. Во главе всего этого стоит новатор, а стимулом предпринимательской деятельности является сверхприбыль.

Тест

1. Универсальным звеном неоклассического направления в экономической теории является:

а) теория трудовой стоимости; б) теория прибавочной стоимости;

в) маржинализм, основной теорией которого является исследование предельных экономических величин;

г) проблемы государственного регулирования экономики.

2. Неоклассическое направление в экономической теории определяет величину стоимости товара:

а) величиной издержек производства; б) величиной затрат общественно необходимого труда;

в) предельной полезностью труда;

г) затратами труда на производство того товара, который можно получить в обмен на данный товар.

3.Неоклассики считали, что инвестиции автоматически переходят в сбережения:

а) верно; б) неверно.

4. Кому из указанных авторов принадлежит идея олигополии:

а) Э. Чемберлину, б) Дж. Робинсон, в) Л. Вальрасу, г) А. Курно,

д) Дж. Гэлбрейту, е) У. Феллнеру, ж) П. Самуэльсону, з) У. Джевонсу,

и) Г. Госсену.

5. Что понимает Чемберлин под чистой монополией:

а) контроль над производством продукции; б) контроль над сбытом продукции;

в) контроль над покупаемым товаром; г) контроль над ценами;

д) контроль над деятельностью государства; е) контроль над профсоюзами.

6. Какая из типов рыночных структур связана с дифференциацией продукта:

а) чистая конкуренция; б) дуополия;

в) олигополия; г) монополистическая конкуренция;

д) чистая монополия.

7. Выберите правильный ответ, связанный с монополистической конкуренцией:

а) на рынке представлен один продавец,

б) на рынке представлены два продавца,

в) на рынке представлено несколько продавцов,

г) на рынке представлено множество продавцов,

д) на рынке представлен один покупатель.

9. С чем связывает Чемберлин появление монополии:

а) с наличием субститутов; б) с дифференциацией продукта; в) нет правильного ответа.

Выводы

1. Чемберлин уделяет внимание дифференциацию продукта, в это понятие он включает не только свойства продукта, но и условия его реализации, а также услуги, которые сопутствуют его продаже. Основным при­знаком дифференцированного продукта является наличие у товара (или услуги) какого-либо существенного отличительного признака, в том числе и простран­ственного нахождения продавца, отличий стиля его поведения как субъекта хозяйства, если речь идет о розничной торговле. В условиях дифференциации монополистический фактор присутствует в системе ценообразования. Но цены являются всего лишь одним из инструментов конкуренции. В реальных условиях монополистической конкуренции ве­дущую роль играют неценовые факторы конкуренции,такие, как качество товара и обслуживание потребителей. В качестве объекта исследования проблемы ценообразования, поэтому должно высту­пать регулирование продукта при заданной цене, а также пере­стройка цены в связи с изменением продукта или установление цены на новый продукт.

2. Чемберлин рассматривает «чистую монополию», которая закрепляется па­тентами, авторскими правами. Пределы влиянию монополиста устанавливает спрос на продукт, который может иметь достаточно высокую эластичность. Спрос может быть настолько эластичным, что максимально выгодная для продавца цена будет незначительно отклоняться от цен других продавцов и может совпадать и даже быть ниже общих цен на товары данного рода.

3. Робинсон утверждает, что монополия может воздействовать на цены, и сбыт, в результате которого монопольная цена становится выше, а объем производ­ства ниже в сравнении с условиями совершенной конкуренции. В условиях же несовершенной конкуренции диск­риминация в ценах проявляется через продажу одного и того же вида товара различным категориям покупателей по различным це­нам. Стремление к максимизации прибыли требует от мо­нополиста назначать высокую цену на новый товар, ориентируясь, прежде всего на сегмент рынка с низкой эластичностью, и по мере насыщения спроса на нем переходить в иные сегменты с более высокой эластичностью спроса по цене, постепенно снижая цену.

4. Шумпетер разграничил состояние статического равновесия и процесс развития сис­темы (динамику), разработал модель, движущей силой хозяйственного развития в которой является деятельность предпринимателя, нарушающая равновесие системы и ее структурных состав­ляющих. К числу предпринимателей он относит далеко не каждого субъекта хозяйства, занимающегося производственной или коммерческой деятельностью и стремящегося максимизировать доход, т.е. он проводит четкое разграничение между понятиями «ка­питалист» и «предприниматель». Деятельность предпринимателей нарушает равновесное состо­яние системы и приводит в действие ряд принципиально новых комбинаций факторов производства (нововведений), используются новые технологии и организации производства, в результате создается новый продукт, открываются новые рынки сбыта и ис­точники сырья. По мнению Шумпетера предприниматель лишь использует имеющи­еся ресурсы (факторы) в иной комбинации и тем самым открыва­ет новые пути получения прибыли, поэтому сущность экономического развития заключа­ется в постоянных изме­нениях (в технике, технологии, организации и т.д.), т.е. в дина­мике. Постоянные инновации, нововведения являются главным источником прибыли, не существующей в условиях простого вос­производства (статики). Прибыль появляется при условии посто­янного движения от одной траектории хозяйственного развития к другой. Исчезая и возникая, прибыль создает стимул для движе­ния ресурсов, переоценки вклада факторов производства и т.п.

5. Шумпетер вводит новые понятия - эффективная конкуренция и эффективная монополия. Эффектив­ная конкуренция возможна лишь в условиях динамики, так как осуществляется на основе инноваций, изменяющих экономическую среду, поэтому возникает возможность получе­ния доходов благодаря нововведениям. Но сверхприбыль эффективной монополии исчезает по мере рас­пространения нововведений, используемых другими субъек­тами хозяйства. Получение новой сверхприбыли связано с последующими нововведениями. С эффективной монополией несовместимы та­кие характеристики, как застойность, эксплуатация и другие не­гативные для общества последствия, поэтому выигрывает, в конечном сче­те, все общество, несмотря на частный характер присвоения сверх­прибыли эффективной монополией.

6. Разработана теория циклов. Циклы являются отражением периодов внедрения различных изобре­тений. Каждая инновация вызывает волну подражания, а множе­ство таких волн накладывается друг на друга, вследствие чего дви­жение не носит равномерного, плавного характера. Поэтому и возникают периоды подъемов (им соответствует возникшее со­стояние не равновесия) и спадов (движение к равновесному со­стоянию). Экономические кризисы связаны с периодом спада экономического бума, но в основе их лежат главным образом психологические факторы.

Вопросы для повторения

1. В каких новых условиях развивалось неоклассическое направление в начале XX в.?

2. Назовите основные положения теории монополистической конкуренции.

3. В чем заключается сущность теории несовершенной конкуренции Дж. Робинсон?

4. Дайте краткую характеристику теории монопсонии Дж. Робинсон.

5. Охарактеризуйте основные положения теории экономической дина­мики и концепции экономического развития И. Шумпетера.

Наши рекомендации