Краткая характеристика утопического социализма

Социализм— теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.

Утопический социализм - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе.

Родоначальниками этого течения были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.

Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез - «что было бы, если», «предположим, что» и т. д. Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.

Основными произведениями Клода Анриде Рувруа Сен-Симона (1760 - 1825)

являются «Письма женевского обитателя», «Взгляды на собственность».

К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от одной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики.

Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам.

Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.

Шарль Фурье (1772 - 1837) считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: 4/12 - капиталу, 5/12 - труду и 3/12 - таланту. С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ш. Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества — «фалангах», располагающихся в огромных дворцах — «фаланстерах».

Таким образом, состоится переход к общественной собственности в масштабах трудовых коллективов. При этом, по мнению Ш. Фурье, конкуренцию сменит соревнование, от которого будут выигрывать все. Средства для создания и функционирования фаланг должны дать капиталисты.

Ш. Фурье не исключал возможности существования при этом частной собственности. Роль государства в таком обществе ничтожно мала и является пережитком прошлого.

Роберт Оуэн (1771 - 1858) в отличие от вышеприведенных утопистов свои теоретические воззрения осуществлял на практике. Основным врагом общества Р. Оуэн считал частную собственность. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда, затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.

В 1800 году Р. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), где и осуществил свои идеи на практике. Он постарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Р. Оуэн приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10,5 часов. Под его руководством строились детские сады, культурный центр и т. д.

Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815 — 1816 годов, но после ухода Р. Оуэна в 1829 г. его блестящий эксперимент потерпел крах.

3. Социально-экономические воззрения С. Сисмонди, П. Прудона, экономический романтизм

Экономический романтизм - направление экономической мысли, выражающее интересы мелкой буржуазии.

Причины возникновения:

промышленный переворот и буржуазная революция, в результате которых происходило разорение мелких ремесленников и крестьян;

появление огромной армии безработных.

Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773 - 1842) является завершителем классической школы во Франции и родоначальником экономического романтизма. Основной труд С. Сисмонди называется «Новые начала политической экономии» (1819 г.). В нем он критикует систему капитализма, показывая всю невыгодность положения рабочего.

Идеальной экономической системой он считал мелкое товарное производство; защищал патриархальность быта и цеховую регламентацию производства. С. Сисмонди глубоко изучил процесс реализации совокупного продукта. Его взгляды в этом вопросе идут вразрез с классической школой. Он считает кризисы перепроизводства постоянным явлением в экономике, так как для полной реализации продукта стоимость должна соответствовать доходам общества. Причина кризисов - недопотребление из-за существования процесса накопления.

Слабое место в теории кризисов С. Сисмонди в том, что он не различал производственное и личное потребление.

Конкуренция и наемный труд, по С. Сисмонди, являются причинами возникновения неравенства. В условиях капитализма свободная конкуренция сталкивает интересы товаропроизводителей, и поэтому ее следует законодательно ограничивать.

К законодательным мерам по ограничению конкуренции следует относить:

- поощрение мелкого капитала;

-ограничение использования новой техники;

- участие рабочих в процессе формирования прибыли.

Государство должно руководить процессами производства и распределения богатства, в интересах мелкого производителя.

С. Сисмонди разработал социальные программы реформ по улучшению экономического положения рабочего класса. Его экономические взгляды были восприняты народниками, отстаивавшими особый, некапиталистический путь развития России.

Следующий представитель и идеолог мелкобуржуазной политической экономии в период сложившегося капитализма_-

- О. Пьер-Жозеф Прудон (1809 - 1865) Его главной работой является труд под названием «Что такое собственность», где собственность описывается как причина нарушений равенства. При этом П. Ж. Прудон не выступает против собственности - его возмущают факты злоупотребления ею.

Другой широко известный труд П. Ж. Прудона - «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1848 г.).

В нем автор стремится достигнуть в обществе равенства путем создания акционерных обществ.

П. Ж. Прудон выработал практическую программу социальной реформы. Суть реформы - создание банка на началах акционерного общества. П. Ж. Прудон был противником ростовщичества, так как считал процент основной формой присвоения прибавочного труда.

Развивая свои концепции в годы Второй империи, Прудон сделал вывод, что решение общественных противоречий мыслимо лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил, в осуществлении идеи справедливости и моральном совершенствовании личности человека. Одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в общественной жизни.

Контрольные вопросы:

1. Причины возникновения утопического социализма.

2. Ранний и поздний этапы развития утопического социализма.

3. Основные недостатки в утопических учениях построения нового общества.

4. Значение теорий утопического социализма для развития экономической науки.

Основная литература:

1. История экономических учений (под ред. Худокормова А. Г.). – М., 2002.

2. История экономических учений (под ред. Автономова В.). – М., 2002.

3. История экономических учений (под ред. Шмарловской Г. А.). – М., 2001.

4. История экономических учений Ч.1 (под. Ред. В.А.Жамина.,

Е.Г.Василевского.) - М. 1989.

5. Бартенев С. А. История экономических учений. – М., 2002.

6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.

7. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М., 1995.

8. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996

Дополнительная литература:

1. Ковалев И. Н. История экономических учений. – Р/Д, 2000.

2. Костюк В. Н. История экономических учений. – М., 2001.

3. Левита Р. Я. История экономических учений. – М., 2001.

4. Сурин А. И. История экономики и экономических учений. – М., 2002.

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002

6. Всемирная история экономической мысли. М., 1987 - 1995. Т. 1 - 5.

7. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991, 1993.

Наши рекомендации