Историческое значение утопического социализма

Всемирная история экономической мысли свидетельствует о том, что на всем протяжении XIX и XX столетий идеология либе­рально-рыночных экономических отношений, базирующаяся на принципах полного laissez-faire, неизменно сталкивается с двумя противодействующими ей альтернативными позициями — рево­люционной и реформаторской. Одна из них в современной эконо­мической литературе ассоциируется с марксистско-ленинским учением о революционных социально-экономических преобразо­ваниях; другая — с концепциями реформ ряда школ и направле­ний теоретической экономики, в которых непременным услови­ем формирования общества социальной справедливости считает­ся применение многообразных мер ненасильственного характера.

Историко-экономический анализ особенностей реформаторских концепций лидеров утопического социализма постмануфактурного периода позволяет выявить социально значимые свершившиеся предвидения, которые могут быть экстраполированы на современ­ную действительность и учтены в научных изысканиях, связанных с обоснованием социальных приоритетов в разрабатываемых кон­цепциях государственного регулирования экономики.

Именно участие социалистов-утопистов и других противников абсолютизации либеральных идей в многолетних научных дискусси­ях и спорах существенно повлияло на принятие в постмануфактур­ных странах первых законодательных актов, обеспечивающих неко­торое ограничение принципов экономического либерализма, имея в виду предельно допустимую продолжительность рабочего времени, минимальный возраст при трудоустройстве подростков и т.п.

Важно, к примеру, отметить, что в «рациональной конститу­ции» Р. Оуэна содержатся и такие положения, актуальность кото­рых не утрачена и в наши дни, как-то:

• оговоренное законом право каждого человека не только на труд, но и на образование;

• полное равенство и исключающая любые привилегии лич­ная свобода людей обоих полов;

• недопустимость воздействия с чьей-либо стороны на мне­ния и веру кого-либо;

• объединение всех людей «в один братский союз для общего блага всех».

Актуальна сегодня и одна из важных целей сен-симоновских реформ — ликвидация в обществе всяких привилегий, преодоле­ние анархии и хаоса, порождаемых либеральным механизмом хо­зяйствования. Успех реформ им увязывается также с обязательным участием в них третьей (после королевской власти и промышлен­ников) главной силы — ученых.

При этом, как очевидно, самым важным результатом реформиро­вания современной ему социальной системы ученый считал преодо­ление анархии. Последняя же, по его убеждению, «это величайшее зло для честных людей, каковы бы ни были их политические убежде­ния; это состояние, к которому всегда стремились и всегда будут стре­миться люди безнравственные, какова бы ни была их религия».

В свою очередь Ш. Фурье предвидел:

• неминуемое расширение масштабов постоянного или вре­менного совместного проживания людей, в том числе в ком­плексах многоквартирных домов, гостиницах, пансионатах и т.п.;

• совершенствование организации удовлетворения семейно-бытовых нужд посредством создания специализированных служб и учреждений по коллективному выполнению услуг, связанных с освещением, отоплением, общественным пи­танием, предоставлением бытовых услуг, воспитанием де­тей и т.д.

Очевидно также, что в значительной мере свершилось и его предвидение о том, что в грядущем общественном устройстве «жен­щины очень скоро вернут себе роль, которую им предназначила природа, роль соперниц, а не подданных мужского пола».

Непреходящее значение для судеб экономической науки рефор­маторских пректов социалистов-утопистов постмануфактурного периода Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье состоит в том, что они базируются на во многом обоснованной критике присущих либеральной рыночной экономике явлений (анархия и хаос в хо­зяйственной жизни, противоположность частнособственнических и общественных интересов), содержат обоснование целесообраз­ности таких экспериментов, которые бы обеспечивали насущные в этой связи преобразования. Причем, ратуя за социально-экономи­ческие преобразования, они в своих реформах выдвигают на пер­вый план задачи научно-промышленного совершенствования об­щества, повышение культурного, образовательного и нравствен­ного уровня людей.

Достижение своих реформаторских идей социалисты-утописты «новой волны» считают возможным исключительно мирными сред­ствами, имея в виду активное содействие в этом либо правительства (как К. Сен-Симон и его последователи), либо частную инициативу самих трудящихся (как Р. Оуэн, Ш. Фурье и их единомышленники). И каждая из этих позиций, как свидетельствуют их программы ре­форм, была на протяжении XIX и XX столетий в большей или мень­шей степени реализована, в том числе в последние десятилетия в рамках различных доктрин социального контроля общества над эко­номикой, социального рыночного хозяйства и других.

Итак, учение социалистов-утопистов (которое традиционно при­нято называть с акцентом на «утопическое» либо «социалистичес­кое», т.е. в смысле его несбыточности), в самом деле, имеет все же весьма ценные и значимые элементы с точки зрения сбывшихся предвидений социального и экономического характера. Это пред­ставляется особенно важным признать с учетом нынешних реалий в российском обществе, требующих выработки социально ориен­тированной концепции развития экономики страны.

Наши рекомендации