Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения
Сущность, функции налогов. Принципы налогообложения.
Налоговая система государства и принципы ее построения.
Литература:
1. Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства»; учебник для начального проф. образования; Л.Н. Череданова. — 2-е изд. — М.; «Издательский центр «Академия», 2008г. — с.176.
2. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие 2-е издание, пере-работанное и дополненное — М.: Финансы и статистика, 2008 г — 304с.
3. Волкова О.И. «Экономика предприятия». М.: Инфра — М: 2007 г.
4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. «Экономика предприятия» Москва: 2009г.
5. Горфинкель В.Л., Швандар В.А. «Экономика предприятия» Москва: «Юнити» 2008 г.
6. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Инфра-М: 2007г.
7. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Москва: 2008 г.
Введение
В современном мире правительства всех стран в качестве и инструмента воздействия на экономику широко используют государственный бюджет. Изменяя размеры и правила налогообложения, объемы и направления государственных расходов, правительства могут влиять на уровень цен и занятость, на темпы экономического роста и эффективность производства. Однако прежде чем анализировать механизм воздействия этих финансовых инструментов на экономику необходимо понять: что такое налоги, какие функции они выполняют, что собой представляет государственный бюджет, как возникают бюджетный дефицит и государственный долг.
Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения.
Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называем государственными финансами (от лат. финансы — наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.
1. Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную (от латинского фискалис — казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45% ВНП, (в Японии и США — 27%). Доля налогов в ВВП России в 2002 г. составляла более 26%.
2. Во-вторых, налоги выполняют регулирующуюфункцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
3. В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.
4. Наконец, налоги выполняют контрольнуюфункцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.
Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:
· Справедливость и равенство налогообложения;
· эффективность налогообложения;
· простота и доступность для исчисления.
Первый принцип — равенство в налогообложении — проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании, каких показателей судить о равенстве?
Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенствапредусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог.
Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.
Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта:
· первый — платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство);
· второй — размер выгод, получаемых от государства.
Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:
1. у источника дохода,— изъятие части дохода в момент его
получения (выплаты заработной платы, получения процента
по вкладам и т.п.);
2. в момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).
Реализация принципа равенствана основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример — дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).
Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер.
Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.
Второй принцип налогообложения — эффективность — касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.
Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.
Третий принцип налогообложения — простота и доступность для исчисления — означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов — слишком дорогим.
Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы — это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.