Сущность и функции налогов, элементы налога, принципы налогообложения

Налоги – это обязательные платежи, выполняющие целый ряд функций, в основном четыре: фискальную – собирают деньги в госбюджет; кон-трольную – отслеживают эффективность (что затрудняется из-за теневой экономики); социальную – поддерживают социальное равновесие и сгла-живают неравенство в уровне жизни населения; регулирующую – налого-выми льготами (регулирование осложняется тем, что льгот слишком мно-го).

60 108

Тема 13. Налогово-бюджетная политика

Сущность и функции налогов, элементы налога, принципы налогообложения - student2.ru

Государственный бюджет и финансы

Существуют ситуации, когда рынок не может эффективно распределять ресурсы – в этом его фиаско, провал, несостоятельность. В этих ситуациях выступает государство. Оно участвует в производстве общественных благ, минимизирует отрицательные последствия рынка (экстерналии) и поощ-ряют положительные, защищают конкуренцию от монополии, сглаживают макроэкономические колебания (цикличность), осуществляют социальную политику.

Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уро-вень деловой активности посредством изменения государственных расхо-дов и налогообложения. Она влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также га уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономи-ческой конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

Для этого используется государственный бюджет. Его можно опреде-лить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и рас-ходов государства за определенный период (обычно за год). Государствен-ный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утвер-ждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых посту-плений и предполагаемых государственных расходов. Особый интерес представляет собой анализ исполнения государственного бюджета, в кото-ром может наглядно проявиться расхождение между намерениями прави-тельства и фактическими потоками расходов и доходов.

Система формирования и использования денежных ресурсов для выпол-нения государством его функций представляет собой государственные фи-нансы. С помощью государственных финансов перераспределяется ½ ВВП в России и Норвегии, 2/3 – Швеции и 1/3 – в Японии.

Финансы состоят из госбюджета и внебюджетных фондов. Последние создаются за счет целевых налогов, например, в пенсионный фонд, фонд занятости и социального страхования. Государственный бюджет делится на федеральный и территориальный: (городской, т.е. муниципальный и районный).

Слово «госбюджет» выражает три понятия: фонд денежных средств го-сударства; годовой план расходов и доходов; инструмент государственно-го регулирования экономики. Основная статья расходов госбюджета – это социальные услуги – 40-50%, на хозяйственные нужды, вооружение и зай-мы в рыночных странах идет по 10-20%, на управление 5-10%.

Доход госбюджета складываются из налогов – в рыночных странах – на

дарство с нищей казной не должно выпускать из рук эту монополию. Но мафия иногда сильнее государства; е) государственная монополия безо-паснеев авиации,атомной энергетике,где труднее появиться маньяку,которому придет в голову мысль поставить мир на колени.

Отрицательное влияние монополий на общество:

завышение цен;неполное использование ресурсов;препятствие развитиюдругих фирм; торможение НТП; увеличение неравенства доходов; политические опас-ности.

На монопольном рынке своеобразное ценообразование. Экономисты вы-числили, как устанавливается здесь цена. На совершенном рынке, где все цены на однородную продукцию одинаковые, и дополнительный доход от выпуска дополнительной продукции тоже одинаков.

Для монополистов ситуация иная. Для увеличения объема продаж, мо-нополист снижает цену, поэтому предельный доход будет меньше цены. Цена, устанавливаемая монополистом, зависит от эластичности спроса на продукцию. При неэластичном спросе цены могут взвинчиваться и тогда фирмы получают монопольные доходы.

При росте налогов монополист сокращает производство и повышает цену. По расчетам экономистов, после введения налога цена увеличится на величину, в 3 раза превышающую размер налога.

Все это требует решения проблем управления рынком.

Наши рекомендации