Рабочие места и порядок прохождения практики
ПРОГРАММА ПРАКТИК
СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Заводоуковск, 2011 г.
Настоящее Программа разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности "Государственное и муниципальное управление", приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования", Положения об организации практики студентов дневного отделения, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление" ИГиП ТюмГУ.
Общие положения
1.1. Образовательная программа студентов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление" в качестве обязательного своего элемента предусматривает прохождение трех практик: учебно-ознакомительной, экономической и менеджмента, преддипломной.
1.2. Организация практик направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности, сбор материалов по теме выпускной квалификационной работы.
1.3. Продолжительность учебно-ознакомительной практики - 2 недели, экономической и менеджмента – 6 недель, преддипломной – 8 недель.
1.4. Учебно-ознакомительная практика проводится на 1 курсе (СОП) и 3 курсе полной образовательной программы, экономическая и практика менеджмента проводится на 2 курсе (СОП) и 4 курсе полной образовательной программы, преддипломная практика проводится на 3 курсе (СОП) и 6 курсе полной образовательной программы с отрывом от учебного процесса.
1.5. Сроки проведения практики определяются графиком учебного процесса.
1.6. Основным документом, устанавливающим объем и содержание практики, является настоящая программа.
Содержание учебно-ознакомительной практики
2.1. Содержание программы учебно-ознакомительной предполагает:
-изучение структуры органов государственной власти и местного самоуправления, основных функций их структурных подразделений;
-изучение и анализ планирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
-изучение кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления;
-анализ информационного обеспечения управления муниципальным или региональным сообществом;
-изучение мер по совершенствованию системы управления муниципальным образованием или регионом;
-анализ организации и выполнения решений органов государственной власти и местного самоуправления и контроля за их выполнением;
-анализ государственного и муниципального управления на основе критериев и показателей эффективности.
2.2. Студент в период прохождения учебно-ознакомительной практики должен собрать статистический материал, сделать выписки из служебной документации органа государственной власти или местного самоуправления.
2.3. Студенту необходимо изучить инструкции, нормативно-правовые акты, действующие в настоящее время и регламентирующие работу органа государственной или муниципальной власти.
2.4. Перед выходом на практику студент получает: а) удостоверение на учебно-ознакомительную практику; б) программу учебно-ознакомительной практики.
2.5.По окончании практики студент составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики вместе с отзывом о практике. В отчете освещаются вопросы, предусмотренные программой практики. Оптимальный объем отчета 3-4 страницы машинописного текста.
Содержание экономической и практики менеджмента
3.1. Экономическая и практика менеджмента имеет научно-
исследовательское значение и проводится по программе в рамках
специализации, избранной студентом. Одной из целей этой практики
является выработка у студентов навыков работы государственного и
муниципального служащего.
3.2. Программа экономической и практики менеджмента предполагает изучение следующих вопросов:
-социально-экономические показатели развития муниципального образования или региона;
-опыт планирования развития муниципального образования или региона, деятельности органа государственной власти или местного самоуправления;
-опыт принятия и реализации управленческих решений;
-система взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;
-система взаимоотношений между органами государственной власти (местного самоуправления) и предприятиями в которых они имеют акции или являются учредителями;
-опыт взаимодействия органа государственной власти или местного самоуправления с населением;
-оценка эффективности регионального или муниципального управления;
-практика проведения избирательных кампаний.
3.3. По окончании экономической и практики менеджмента студент
составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от
кафедры вместе с дневником практики и отзывом органа
государственной власти или местного самоуправления. В отчете
освещаются вопросы, предусмотренные программой практики.
Оптимальный объем отчета 10-12 страницы машинописного текста.
3.5. Руководитель практики от кафедры на основе представленного
отчета, отзыва и пояснений студента выставляет дифференцированную
оценку, которая заносится в зачетную книжку и ведомость.
3.6. Студент, не выполнивший программу экономической и практики менеджмента без уважительной причины или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из ВУЗа.
Содержание преддипломной практики
4.1 Преддипломная практика является подготовительной стадией к подготовке выпускной квалификационной работы. Ее задача заключается в обобщении материалов, накопленных студентом ранее.
4.2. Примерная программа преддипломной практики предполагает:
- изучение структуры органов государственной власти и местного самоуправления, основных функций их структурных подразделений;
- изучение и анализ планирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- изучение кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления;
- анализ информационного обеспечения управления муниципальным или региональным сообществом;
- изучение мер по совершенствованию системы управления муниципальным образованием или регионом;
- анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их выполнением;
- анализ управления с позиций эффективности.
Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из судебной документации органа государственной власти или местного самоуправления.
Студенту необходимо изучить инструкции, нормативно-правовые акты, действующие в настоящее время и регламентирующие работу органа государственной или муниципальной власти.
4.3. Перед выходом на преддипломную практику студент получает от
кафедры удостоверение, дневник практики, индивидуальное задание.
4.4. После прохождения преддипломной практики студент обязан представить руководителю практики от кафедры дневник практики, характеристику и письменный научный отчет.
4.5.Руководитель преддипломной практики от кафедры на основе представленного отчета, отзыва и пояснений студента выставляет дифференцированную оценку, которая заносится в зачетную книжку и ведомость.
4.6.Студент, не выполнивший программу преддипломной практики без уважительной причины или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, не допускается к сдаче государственных экзаменов и защите выпускных квалификационных работ.
Рабочие места и порядок прохождения практики
5.1. Практика студентов проводится в одном из структурных подразделений органа государственной власти или местного самоуправления, выполняющего экономические, плановые или организационные функции, или их комплекс. При прохождении экономической и практики менеджмента предпочтение должно отдаваться местам практики в структурных подразделениях органов государственной власти и местного самоуправления, занимающихся вопросами экономики, прогнозирования, планирования, финансов, цен, промышленности, управления имуществом, использования недр, строительства и архитектуры, земельных ресурсов и т.п. Имея рабочее место в одном из таких подразделении, студенты знакомятся с длительностью других подразделений по мере выполнения программы практики.
Учреждения, отвечающие прохождению практики по профилю специализации «Государственное и муниципальное управление»:
· областная Дума, окружная Дума, городская Дума;
· администрация области, администрация автономного округа, органы исполнительной власти субъектов местного самоуправления, в том числе соответствующие аппараты Губернаторов и заместителей Губернаторов, комитеты финансов, комитеты по экономике и прогнозированию, комитеты по политике цен, комитеты по промышленности, комитеты по использованию недр, комитеты по торговле, департаменты по социально-экономическому развитию села, департаменты по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по управлению государственным имуществом, управления жилищно-коммунальным хозяйством, комитеты по строительству и архитектуре, департаменты общей политики, комитеты по транспорту, комитеты социальной защиты, здравоохранения, образования, науки и высшей школы, департаменты по делам культуры, молодежи и спорта, комитеты по труду, занятости и миграции, комитеты по делам национальностей и малочисленных народностей, комитеты охраны окружающей среды и природных ресурсов, комитеты по лесу, управления внешнеэкономических связей и др. комитеты и управления;
· администрации районов (там, где они продолжают сохраняться в статусе подразделений администрации области или ином) и органы местного самоуправления;
· аппараты областной и окружных избирательных комиссий, системные администрации «ГАС-Выборы»;
· областная и окружная счетные палаты, аппараты КРУ;
· фонды имущества области и автономных округов;
· областные и окружные антимонопольные комитеты;
· областная и окружная комиссии по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, штабы ГОСУДАРСТВО, городские пункты управления силами и средствами;
· областные и окружные внебюджетные и валовые фонды при соответствующих администрациях;
· государственная налоговая инспекция (территориальные подразделения любого уровня);
· представительства федеральных органов государственной власти в области и автономных округах (Представительство Минэкономики РФ, Казначейства и т.п.), аппараты представителей президента РФ в области и округах;
· подразделения судебных и правоохранительных органов, занятые управлением персоналом;
· администрация программ развития, официально принятых органами власти и управления и т.п.
5.2. Во время прохождения практики студенты соблюдают и выполняют все требования, действующие в органе государственной власти или местного самоуправления, правила внутреннего трудового распорядка.
5.4. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики составляет не более 40 часов в неделю.