Совокупный объем средств Резервного фонда
Дата | в млрд. долларов США | в млрд. рублей |
01.02.2010 | 59,91 | 1 823,26 |
01.01.2010 | 60,52 | 1 830,51 |
01.12.2009 | 75,07 | 2 238,58 |
01.11.2009 | 77,18 | 2 242,09 |
Высокие темпы инфляции: например, за 1992 г. цены выросли в 26 раз, за 1993г. еще в 9, 4 раза.
Динамика потребительских цен, прирост (снижение): в процентах к предыдущему периоду
2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | Декабрь 2009г. в % к | ||
ноябрю 2009г. | декабрю 2008г. | |||||
Россия | 9,7 | 9,0 | 14,1 | 11,7 | 0,4 | 8,8 |
на конец периода к концу предыдущего периода | 9,0 | 11,9 | 13,3 | 8,8 | 0,4 | 8,8 |
Бразилия | 4,2 | 3,6 | 5,7 | 4,9 | 0,4 | 4,3 |
Германия | 1,6 | 2,3 | 2,6 | 0,3 | 0,8 | 0,9 |
Индия | 5,8 | 6,4 | 8,1 | 10,8 | 0,6 | 15,0 |
Китай | 1,5 | 4,8 | 5,9 | -0,7 | ... | 1,9 |
США | 3,2 | 2,9 | 3,8 | -0,4 | -0,2 | 2,7 |
Франция | 1,7 | 1,5 | 2,8 | 0,1 | 0,3 | 0,9 |
Япония | 0,2 | 0,1 | 1,4 | -1,4 | -0,2 | -1,7 |
Обесценение реальных доходов населения, снижение инвестиционной активности, макроэкономическая нестабильность. Огромный внешний долг (1998г.) – 140 млрд. долларов.
Россия начала погашать внешнюю валютную задолженность. К 2009 г. внешний долг составлял порядка 40 млрд. долл.
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 декабря 2009 года | |||||||
Категория долга | млн. долларов США | млн. евро** | |||||
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 37 942,0 | 25 505,5 | |||||
По состоянию на | Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | ||||||
всего | в т.ч. государственные гарантии в валюте Росийской Федерации | ||||||
01.01.2009 | 1499,82 | 72,49 | |||||
01.01.2010 | 2094,73 | 251,36 | |||||
Экономика России в начале 21 века в целом завершила адаптацию к рыночным реформам хозяйствования и постепенно преодолевает трансформационный спад. Политика правительства РФ направлена на упрочение макроэкономической и социальной стабильности, поддержание темпов экономического роста (в среднем 6 % в год). Осуществляется контроль за инфляцией (инфляция в среднем – 8 % в год) и обеспечение стабильности валютного курса.
Резко ограничены бюджетные расходы. С 2002 г по 2008 г – ежегодный профицит бюджета. Восстановлено доверие населения и инвесторов к государству.
Доходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России за 2008г. выросли на 19,7% по сравнению с предыдущим годом и составили 16 трлн. 003,4 млрд. руб. (или 38,5% ВВП). Расходы за 2008г. были на уровне 13 трлн. 989,2 млрд. руб. и увеличились на 22,9% по сравнению с аналогичным показателем за 2007г. (33,7% ВВП).
В 2009-2010 гг. бюджетный дефицит в связи с проведением антикризисной политики.
В федеральном бюджете на 2010 год предусмотрены доходы госказны в размере 6,95 триллиона рублей, а расходы - в 9,886 триллиона рублей. Дефицит, соответственно, составит 6,8 процента ВВП, или 2,937 триллиона рублей. Бюджет на 2010 год рассчитан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть Urals в 58 долларов за баррель. ВВП страны вырастет на 1,6 процента. Дефицит в бюджете на 2010 год будет покрываться за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также займов - как внутренних, так и внешних. При этом в документе закреплено, что дефицит бюджета России сохранится в течение ближайших трех лет.
В целом за годы рыночных реформ 90-х годов, и тенденция эта продолжается и в начале 21 века, наблюдалось снижение уровня жизни населения страны, рост дифференциации в доходах и богатстве. В декабре 2009 г. средняя номинальная заработная плата составила 18785 руб в месяц, реальная заработная плата – 97,2% к уровню 2008 г.
Средний размер пенсий 5191 руб в месяц, реальные пенсии 110,7%.
Средние денежные доходы 16818,1 , реальные денежные доходы 100,8%. Доходы ниже прожиточного минимума 13,4% населения или 18,9 млн. чел.
7.10. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ДЕНЕЖНЫХ
ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
19921) | |||||||||
Денежные доходы – всего, процентов | |||||||||
в том числе по 20-про-центным группам населения: | |||||||||
первая (с наименьшими доходами) | 6,0 | 6,1 | 5,9 | 5,5 | 5,4 | 5,4 | 5,2 | 5,1 | 5,1 |
вторая | 11,6 | 10,8 | 10,4 | 10,3 | 10,1 | 10,1 | 9,9 | 9,7 | 9,7 |
третья | 17,6 | 15,2 | 15,1 | 15,3 | 15,1 | 15,1 | 15,0 | 14,8 | 14,8 |
четвертая | 26,5 | 21,6 | 21,9 | 22,7 | 22,7 | 22,7 | 22,6 | 22,5 | 22,5 |
пятая (с наибольшими доходами) | 38,3 | 46,3 | 46,7 | 46,2 | 46,7 | 46,7 | 47,3 | 47,9 | 47,9 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) | 0,289 | 0,387 | 0,395 | 0,403 | 0,409 | 0,409 | 0,416 | 0,423 | 0,423 |
7.6. СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РАСХОДОВ В ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДАХ НАСЕЛЕНИЯ
(в процентах)
Денежные доходы– всего | |||||||||
в том числе: | |||||||||
доходы от предпринимательской деятельности | 8,4 | 16,4 | 15,4 | 12,0 | 11,7 | 11,4 | 11,1 | 10,0 | 10,0 |
оплата труда1) | 73,6 | 62,8 | 62,8 | 63,9 | 65,0 | 63,6 | 65,0 | 67,5 | 68,6 |
социальные выплаты | 14,3 | 13,1 | 13,8 | 14,1 | 12,8 | 12,7 | 12,0 | 11,6 | 12,8 |
доходы от собственности | 1,0 | 6,5 | 6,8 | 7,8 | 8,3 | 10,3 | 10,0 | 8,9 | 6,6 |
другие доходы | 2,7 | 1,2 | 1,2 | 2,2 | 2,2 | 2,0 | 1,9 | 2,0 | 2,0 |
Денежные расходы и сбережения– всего | |||||||||
в том числе: | |||||||||
покупка товаров и оплата услуг | 72,9 | 70,5 | 75,5 | 69,1 | 69,9 | 69,5 | 69,0 | 69,6 | 73,2 |
обязательные платежи и разнообразные взносы | 8,1 | 5,6 | 7,8 | 8,3 | 9,1 | 10,1 | 10,5 | 11,8 | 13,0 |
приобретение недвижимости | 0,1 | 0,1 | 1,2 | 2,0 | 2,3 | 2,6 | 3,3 | 3,9 | 5,2 |
прирост финансовых активов | 18,9 | 23,8 | 15,5 | 20,6 | 18,7 | 17,8 | 17,2 | 14,7 | 8,6 |
из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения | 13,6 | 3,6 | 2,8 | 2,7 | 1,8 | 1,5 | 3,4 | 3,8 | 0,2 |
В социальной сфере увеличен размер социальных пособий, проводится монетизация льгот, пенсионная реформа. Продолжение структурных реформ в экономике и снижение административных барьеров. В 2001 г. приняты Налоговый и Земельный кодексы.
Уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению):
2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | Декабрь 2009г. | |
Россия | 7,2 | 6,1 | 6,3 | 8,4 | 8,2 |
Германия | 9,8 | 8,4 | 7,3 | 7,5 | 7,5 |
Италия | 6,8 | 6,2 | 6,8 | 7,8 | 8,5 |
Канада | 6,3 | 6,0 | 6,1 | 8,3 | 8,4 |
(Великобритания | 5,4 | 5,3 | 5,6 | ... | 7,81) |
США | 4,6 | 4,6 | 5,8 | 9,3 | 10,0 |
Франция | 9,3 | 8,3 | 7,9 | 9,4 | 10,0 |
Япония | 4,1 | 3,9 | 4,0 | 5,1 | 5,1 |
_________________ 1) IV квартал 2009 года. |
Однако экономика страны еще не смогла накопить достаточных средств для реструктуризации производства и модернизации экономики в целом. В 2003 г. была поставлена цель переломить эту тенденцию и добиться реального удвоения ВВП к 2010 году, однако эта задача не будет решена предполагаемые сроки. Правительство РФ наметило и приступило к осуществлению программы модернизации промышленности, чтобы уйти от перекоса в сторону сырьевой экономики, прежде всего, нацелив ее на высокотехнологичные отрасли.
Так, доля России на рынке наукоемкой продукции менее 1%, а США – 20%. Степень износа основные фондов в 1990 – 35,1%, в 2008 – 46,3%
[1] По данным Комитета по делам охраны государственной границы РФ – 58,6 тыс. км. на 2012 г.