ГОс регулирование оплаты труда

Указ Президента Республики Беларусь № 181

О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда

В целях расширения прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности, постановляю:

1. Предоставить право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников.

2. Установить, что

2.1. коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обязаны обеспечить:

недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;

установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход;

соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде;

2.2. тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

2.3. общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, выплачиваемых работникам организаций, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, относится на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах норматива — 80 процентов суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

2.4. порядок использования средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, в пределах норматива, установленного в подпункте 2.3 настоящего пункта, определяется нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта, принятых в соответствии с законодательством.

3. В подпункте 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 271 «О некоторых вопросах регулирования деятельности банков» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 120, 1/9702) слова «на основании Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и других нормативных правовых актов» заменить словами «в соответствии с законодательством».

Банковский кодекс

Статья 1. Отношения, регулируемые банковским законодательством

Отношения, регулируемые банковским законодательством,

составляют систему экономических общественных отношений по

мобилизации и использованию временно свободных денежных средств.

Банковское законодательство определяет принципы банковской

деятельности, правовое положение субъектов банковских

правоотношений, регулирует отношения между ними, а также

устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и

ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Имущественные отношения и связанные с ними неимущественные

отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности,

регулируются также гражданским законодательством с учетом

особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Отношения, связанные с использованием ценных бумаг, бюджетных

и валютных средств, а также иные отношения, связанные с

деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций,

регулируются специальным законодательством, если иное не

предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 2. Банковское законодательство Республики Беларусь

Банковское законодательство Республики Беларусь - система

нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при

осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права,

обязанности и ответственность субъектов и участников банковских

правоотношений.

К актам банковского законодательства относятся:

законодательные акты Республики Беларусь;

распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят

нормативный характер;

постановления Правительства Республики Беларусь;

нормативные правовые акты Национального банка Республики

Беларусь (далее - Национальный банк);

нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком

совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими

органами государственного управления на основании и во исполнение

настоящего Кодекса и иных законодательных актов Республики Беларусь.

Статья 3. Банковское законодательство и нормы международного права

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных

принципов международного права и обеспечивает соответствие им

банковского законодательства.

Нормы банковского законодательства, содержащиеся в

международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу,

являются частью действующего на территории Республики Беларусь

банковского законодательства, подлежат непосредственному применению,

за исключением случаев, когда из международного договора следует,

что для применения таких норм требуется принятие (издание)

внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу

того нормативного правового акта, которым выражено согласие

Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего

международного договора.

Статья 4. Основы денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная

часть единой государственной экономической политики.

Правовой основой денежно-кредитной политики Республики

Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики

Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики

Беларусь по представлению Национального банка и Правительства

Республики Беларусь.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики

Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной

сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной

политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию

комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

Статья 6. Субъекты и участники банковских правоотношений

Субъектами банковских правоотношений являются Национальный

банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Участниками банковских правоотношений могут быть Республика

Беларусь, ее административно-территориальные единицы, в том числе в

лице государственных органов, а также физические лица,

индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Правила настоящего Кодекса, применяемые к физическим лицам,

применяются к индивидуальным предпринимателям, если иное не

предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 7. Национальный банк

Национальный банк является центральным банком и

государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк

регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет

порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом

эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные настоящим

Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 8. Банк

Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право

осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

привлечение денежных средств физических и (или) юридических

лиц во вклады (депозиты);

размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за

свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и (или)

юридических лиц.

Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды

деятельности, предусмотренные статьей 14 настоящего Кодекса.

Стать 10. Объекты банковских правоотношений

Объектами банковских правоотношений являются деньги (валюта),

ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни и иные

ценности.

Соц политика гос-ва

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

u Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

u Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

u Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики:

– стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте.

- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

u Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).

u Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.

u Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

u Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.

u Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой.

На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.

u Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона

Наши рекомендации