Цель работы. исходные данные
РАЗРАБОТКА ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
Методические указания к курсовой работе
по дисциплине «Экономика фирмы»
(Издание второе переработанное)
Одобрено методическим Советом ИРЭСПиП
Москва
2004
УДК 338.4 ББК 65.29я73 Р17
Автор-составитель: Путятина Л. М. д.э.н., профессор
Р17Разработка товарной политики предприятия в условиях переходной экономики. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика фирмы». Издание второе переработанное. — М.: Институт рыночной экономики, социальной политики и права, 2004, — 60 с.
Методические указания предназначены для получения студентами навыков проведения экономических расчетов в области планирования производства продукции по технико-экономическим показателям с учетом рыночной конъюнктуры товаров, а также оценки эффективности разрабатываемых планов на основе анализа динамики основных показателей предприятия.
Для студентов Института рыночной экономики, социальной политики и права.
ББК 65.29я73
Ó Институт рыночной экономики, социальной политики и права, 1999 ― 2004.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ.. 5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 7
Введение. 7
Раздел I. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для
предприятия. 7
Раздел II. Разработка и обоснование товарной политики предприятия без увеличения производственных мощностей. 19
Раздел III. Разработка и обоснование товарной политики предприятия с учетом развития его производственных мощностей на основе самофинансирования 24
Заключение.. 29
Литература.. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 30
ВВЕДЕНИЕ
Становление рыночной экономики в стране обусловлено появлением огромного множества проблем, связанных с реформированием отечественной промышленности и ее отдельных предприятий.
Стратегический успех современного предприятия во многом зависит от грамотного подхода к вопросам разработки товарной и ценовой политики. Искусство лавирования в условиях конкуренции требует соответствующих навыков экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия.
В настоящее время отечественными предприятиями реализуется переход к разработке перспективных планов предприятия с учетом технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции и развития ее рыночной конъюнктуры. Современное планирование требует комплексного подхода к товарной и ценовой политике предприятия, который с одной стороны аккумулирует и преобразовывает информацию об уровне развития рынков сбыта продукции и стратегию потенциальных конкурентов, а с другой постоянно соизмеряет свои реальные возможности участия в конкурентной борьбе.
Данные методические указания к курсовой работе посвящены вопросам разработки перспективного плана предприятия на основе выработки товарной и ценовой политики на ближайшую перспективу. Основой разработки таких планов служит технико-экономический анализ выпускаемой продукции.
Выполнение курсовой работы предполагается в процессе изучения курса «Экономика фирмы», когда студенты теоретически подготовлены к ней в процессе освоения лекционного материала и практических занятий.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Цель работы. Разработка перспективной товарной политики предприятия на основе технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции за отчетный период, а также рыночной конъюнктуры товаров и перспектив развития предприятия. Оценка влияния разработанной товарной политики на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Исходные данные. Объектом исследования и разработки товарной политики является предприятие, выпускающее в базисном году три вида продукции А, В, С с различными технико-экономическими показателями. Перспективное изделие Д планируется к выпуску в ближайшей перспективе.
Исходные данные в отчетный период по группам технико-экономических показателей производства и реализаций товаров приведены по вариантам в приложении (см. табл. № П.1 приложения).
Среди основных групп показателей используются:
§ объемные показатели, характеризующие производственную мощность предприятия, а также фактическую реализацию товаров на внутреннем и внешнем рынках в базисном периоде;
§ стоимостные показатели, определяющие основные экономические характеристики товаров;
§ организационно-технологические показатели, отражающие особенности производства рассматриваемых товаров на данном производстве отдельных видов продукции;
§ показатели качества, неполный перечень которых позволяет оценить возможность и необходимость расширения масштабов производства отдельных видов продукции;
§ показатели эффективности производства товаров, выраженные относительными коэффициентами уровня рентабельности отдельных изделий;
§ показатели рыночной конъюнктуры товаров, характеризующие общую потребность рынка в конкретных товарах и уровень конкуренции.
В приложении (см. табл. № П.2 приложения) приведены такие показатели рыночной конъюнктуры отдельных товаров по вариантам, которые рассматривают вопросы детального анализа реализации отдельных товаров на конкретных рынках сбыта, а также позволяют оценить уровень перспективности различных рынков сбыта для предприятия. Часть товаров производится предприятием для внутреннего рынка, другая часть поставляется на экспорт.
Дополнительные исходные ограничения:
1) Товары А и В, С и Д (попарно) конструктивно-технологически подобны. Это означает, что производственные мощности предприятия, предназначенные для изделия А могут быть использованы для производства товара В в случае необходимости при разработке товарной политики. Аналогично по С и Д.
2) В случае необходимости изменения сложившейся у предприятия рекламной деятельности на каком-либо рынке (в соответствии с исходными данными) плановую себестоимость товара нужно увеличить на 5%, если дополнительно рекламная деятельность вводится, и снизить на 5%, если предприятие отказывается от рекламы.
3) Предприятие имеет ограниченные производственные мощности и не располагает дополнительными инвестиционными средствами на первоначальном этане планирования.
4) Развитие производственной деятельности может осуществляться за счет собственных источников финансирования.
Все расчеты выполняются по вариантам, приведенным в приложении (табл. П.1 и П.2 приложения).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов и заключения. Основными разделами работы являются:
I. Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции в ее перспективности для предприятия.
II. Разработка и обоснование товарной политики предприятия без увеличения производственных мощностей.
III. Разработка и обоснование товарной политики предприятия с учетом развития его производственных мощностей на основе самофинансирования.
Введение
Во введении курсовой работы отражается актуальность проблемы разработки перспективных планов предприятия с учетом развития рыночной конъюнктуры. Оценивается экономическое значение влияния товарного ассортимента предприятия на технико-экономические показатели его хозяйственной деятельности. Кратко характеризуются современные проблемы экономического развития отечественного производства.