Занятость и социальная политика
План лекции:
I. Сущность безработицы
II. Формы безработицы
III. Определение уровня безработицы
IV. Экономические и социальные издержки безработицы
V. Неравенство доходов (кривая Лоренца)
VI. Государственная политика в области снижения безработицы
I. Сущность безработицы
Под безработицей понимается социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы остается не занятой в процессе производства. По определению, рабочая сила – это экономически активное население страны. В состав рабочей силы входят как занятые, так и безработные. В разряд безработных попадают лица, на данный момент не занятые, но предпринимающие попытки найти работу.
Каков экономический механизм безработицы? Этот вопрос разные школы трактуют по-разному. Так марксистская школа объясняет возникновение безработицы процессом накопления капитала, когда потребность в живом труде (переменном капитале) увеличивается медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).
Классическая теория исходит из того, что рынок – это саморегулирующаяся система (точка равновесия достигается за счет гибкости цен, процентных ставок и т. д.). Поэтому действие законов рынка постепенно и самостоятельно приведет к полной занятости всех ресурсов. Безработица, как явление временное, появляется и исчезает без вмешательства государства. По данной теории, равновесие спроса и предложения на рынке труда устанавливается соответствующей ставкой реальной заработной платы. И если возникает ситуация, когда при данной ставке реальной заработной платы человек желает и не может найти работу (т. е. возникает безработица), безработица ликвидируется посредством снижением ставок заработной платы (см. рис. 1).
D
W S
QL
Рис. 1. Механизм ликвидации безработицы посредством снижения ставок заработной платы.
Кейнсианская теория трактует механизм образования безработицы с точки зрения неспособности экономической системы к саморегулированию. Данная теория исходит из того, что рынок труда не является совершенно конкурентным. Заработная плата не является эластичной (гибкой). Поэтому рыночная экономика не в состоянии восстанавливать полную занятость. По мнению сторонников кейнсианской теории данную функцию должно брать на себя государство.
II. Формы безработицы
В экономической теории принято выделять четыре основные формы безработицы: фрикционная, сезонная, структурная и циклическая.
Фрикционная безработица – она связана с поиском или ожиданием работы (положение “между работами”; лица, которые впервые ищут работу и т. д.). Фрикционная безработица является неизбежной и даже, в определенной мере, желательной, поскольку рабочие, добровольно оказавшиеся “между работами”, склонны искать более высокооплачиваемую (более продуктивную) работу. Это, в свою очередь, означает более рациональное использование трудовых ресурсов.
Специфические черты этой безработицы: охватывает относительно большое количество людей во всех демографических группах, сферах деятельности и регионах; относительно непродолжительна для каждого человека; определенная величина этой безработицы неизбежна при любых условиях.
Действия государственных служб для ее снижения: совершенствование информации о вакансиях, а также устранение причин нежелательных перемещений рабочей силы.
Сезонная безработица – результат колебаний спроса на труд из-за сезонных изменений в производстве. Этот тип безработицы часто отождествляют с фрикционной. Однако она имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при разработке мер к ее сокращению.
Структурная безработица является результатом несоответствия возможностей работников определенных специальностей с постоянно меняющейся (усложняющейся) технологией производства. В результате НТР, применения новых технологий оказывается, что некоторые работники не в состоянии без переподготовки приступить к своим обязанностям (скажем на новом оборудовании). По этой причине спрос на некоторые виды профессий сокращается, что ведет к вынужденной безработице. В разряд отмирающих специальностей можно отнести профессии трубочиста, стеклодува, кузнеца и др.
Причиной этой безработицы являются: упадок традиционных отраслей экономики, конверсия военного производства. Этот тип безработицы носит долговременный характер.
Действия государственных служб для ее снижения: создание программ развития определенных сфер экономической деятельности, переквалификации рабочей силы, перемещение безработных из депрессивных регионов страны, предоставление рабочих мест в государственном секторе экономики.
Циклическая безработица – появляется на фазе общего спада экономической активности (цикла). Действительно, при сокращении совокупного спроса на товары и услуги снижается спрос и на рабочую силу, что в свою очередь ведет к росту безработицы. Достаточно глубоко циклическая форма безработицы проявила себя в 1933 г. в США, когда ее уровень достиг отметки 25%. По некоторым оценкам экономистов в России в середине - конце 90-х годов XX века уровень циклической безработицы составлял 30% и более.
Для борьбы с циклической безработицей требуется разработка и реализация государственных программ, способствующих стабилизации и развитии национальной экономики и повышению совокупного спроса на труд.
Следует сказать, что на практике достаточно трудно отделить действие циклических факторов от структурных и прочих, поэтому деление безработицы на формы весьма условно.
Итак, ознакомившись с основными формами безработицы и причинами их возникновения можно сделать вывод, что, по крайней мере, две из них (фрикционная и структурная) для экономики любой развитой страны неизбежны. Поэтому понятие “полная занятость” не предполагает полное отсутствие безработных в обществе. Некоторый уровень безработицы (в развитых странах около 5-6%) будет существовать всегда. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме двух составляющих: уровню фрикционной и структурной безработицы. Другими словами о полной занятости можно говорить тогда, когда циклическая составляющая безработицы равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости также часто называют естественным уровнем безработицы.
III. Определение уровня безработицы
Для того чтобы установить фактический уровень безработицы, необходимо определиться – какую категорию граждан мы будем относить к безработным. Все население можно условно разделить на три большие группы.
В первую группу входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях (психиатрические больницы, исправительные заведения и т. д.). Данная категория лиц не считается потенциальным компонентом рабочей силы.
Вторую группу составляет взрослое население, потенциально имеющее возможность работать (надомники, студенты, пенсионеры), но по какой-либо причине не делающее этого. Данную группу иногда называют “выбывшие из состава рабочей силы”.
Третья группа – рабочая сила. В эту группу входят все лица, которые могут и хотят работать.
Принято считать, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, которые активно ищут работу.
Т. о., уровень безработицы (L) определяется как отношение числа безработных к общему числу рабочей силы (экономически активному населению):
Число безработных
L = ---------------------------------------------- * 100%
экономически активное население
При подсчете уровня безработицы возможны следующие неточности:
1. частичная занятость (считая работающих неполный день полностью занятыми официальная статистика занижает уровень безработицы);
2. рабочие, потерявшие надежду на получение работы (из рассмотрения следует исключать рабочих, потерявших надежду на получение работы);
3. ложная информация (уровень безработицы может быть завышен, если респонденты, с целью сохранения пособия по безработице, или по другим причинам, будут умышленно объявлять себя безработными)
IV. Экономические и социальные издержки безработицы
Превышение естественного уровня безработицы влечет за собой негативные экономические и социальные последствия. Артур Оукен определил соотношение, именуемое законом Оукена. Согласно данному закону, если фактический уровень безработицы превышает естественный на 1%, то это повлечет за собой отставание реального ВНП от потенциального на 2,5%.
Безработица падает неодинаковым бременем на различные слои населения. Так, во время спада производства от нехватки рабочих мест страдают люди предпенсионного возраста. Во время найма на работу может осуществляться дискриминация по половому признаку (предпочтение отдается, как правило, мужчинам). В некоторых странах существует негласная дискриминация при найме на работу по расовому признаку.
К отрицательным моментам также можно отнести многочисленные социальные последствия. Это – снижение уровня доходов и жизни населения, сопровождающееся ростом таких показателей, как количество расторгнутых браков, преступности, заболеваемости, снижением средней продолжительности жизни.
V. Неравенство доходов (кривая Лоренца)
В экономике любой страны существует неравенство в получении доходов, а, следовательно, и разделение населения на различные группы и слои.
Неравномерность распределения совокупного дохода между различными группами населения характеризует кривая Лоренца[1] (см. рис. 2).
доход, %
100 Е
Т А
F
0 100 население, %
Рис. 2. Кривая Лоренца.
Линия ОЕ показывает абсолютное равенство в распределении доходов. Это означает, что 20% населения получают 20% дохода, 70% населения – 70% дохода и т. д.
С другой стороны ломаная линия ОFЕ – линия абсолютного неравенства. Это означает, что 20%, 40%, 80% населения совсем не получают никакого дохода; его присваивает один-единственный человек.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией ОАЕ. Чем больше эта линия (кривая Лоренца) отклоняется от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Например, 20% населения получают 10% дохода.
Степень неравенства в распределении доходов можно выразить посредством коэффициента Джинни. Он может быть рассчитан следующим образом: заштрихованную площадь Т необходимо разделить на площадь треугольника ОFЕ или .
Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джинни будет приближаться к 1.
Коэффициент Джинни в странах с рыночной экономикой изменяется в достаточно широком диапазоне. Так, в начале 80-х годов коэффициент составлял:
- в Японии – 0,270
- в Швеции – 0,291
- в Германии – 0,295
- в США – 0,329
- в Бразилии – 0,565
- в России – 0,289
С целью нивелирования негативных последствий социального неравенства государство предпринимает следующие шаги:
- трансфертные выплаты (пособия, стипендии, дотации и т. д.);
- прогрессивная система налогообложения.
Действия этих мероприятий показаны на рис. 3.
доход, %
100 Е
F
0 100 население, %
Рис. 3. Влияние трансфертных платежей и налоговой политики на кривую Лоренца.
VI. Государственная политика в области снижения безработицы
Отрицательные последствия высокого уровня безработицы, а также социальная важность эффективного функционирования рынка рабочей силы указывают на необходимость регулирования его со стороны государства.
Одной из основ регулирования рынка труда в странах с рыночной экономикой является выведенная английским экономистом А. Филлипсом нелинейная зависимость между уровнем безработицы и ставками заработной платы (см. рис. 4). Поскольку повышение ставок заработной платы обычно сопровождается ростом цен на товары и услуги то можно предположить, что зависимость между уровнями инфляции и безработицы будет аналогичной.
темп роста у Филлипса – прирост
цен, % заработной платы, в %
2 4 6 8 уровень безработицы, %
Рис. 4. Кривая Филлипса
Анализируя характер кривой Филлипса можно прийти к выводу, что в странах с рыночной экономикой возможны два варианта развития: либо высокая занятость при значительном росте цен, либо умеренная инфляция при высоком уровне безработицы.
Среди основных направлений государственного регулирования рынка труда можно выделить следующие:
- государственные программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе;
- программы, направленные на подготовку и переподготовку кадров;
- программы содействия найму рабочей силы;
- программы по социальному страхованию безработных (выплата пособий).
Кроме этих направлений деятельности, оказывающих прямое влияние на рынок труда, государство может использовать и косвенные рычаги регулирования, например, налоговая политика. Так, снижение налогов на фонд заработной платы позволит предприятиям на имеющиеся средства нанимать больше работников. Государство может сократить безработицу, используя механизм кредитно-денежной политики: при снижении процентной ставки открывается возможность более масштабных инвестиций, а, следовательно, и найма дополнительной рабочей силы. Большое влияние на рынок труда оказывает законодательство о труде (законы о социальном обеспечении, о трудовых отношениях и т. п.).
Подытожив вышесказанное можно отметить, что государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, организационных, законодательных, административных и иных мер, направленных на поддержание экономики страны в состоянии максимального использования трудовых ресурсов.
Особую роль в регулировании рынка труда играет служба занятости (биржа труда), осуществляющая посреднические функции между государством, предприятиями и рабочей силой. Функции, которые выполняет служба занятости, следующие:
- регистрация безработных;
- регистрация вакансий;
- тестирование безработных;
- профессиональная переподготовка;
- трудоустройство безработных;
- выплата пособий.
В современном мире в экономически развитых странах большинство безработных пользуются услугами частных агентств по найму рабочей силы.
В России также функционирует служба занятости, организованная по принципу развитых стран. С развитием компьютерных технологий службы занятости получили новый виток в своем развитии. На базе государственных служб занятости создаются компьютерные банки рабочих мест и автоматизированный подбор кадров.
[1] Макс Лоренц, американский экономист и статистик (1876 - 1959)