Тема 6. Качество и уровень жизни

ЭКОНОМИКА

ТРУДА

Часть I

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

Новосибирск


ББК 65.9(2)24я73

А 316

Рецензенты:

зав. кафедрой Экономики труда и хозяйственной
деятельности Новосибирской государственной

академии водного транспорта

д-р экон. наук, проф. А. С. Овсянников,

зав. кафедрой ЭТ НГТУ канд. экон. наук,

доц. Г. П. Литвинцева

Адова И. Б., Чайкина Л. Ф.

А 316 Экономика труда: Учебное пособие. Ч. 1. – Новосибирск: НГТУ, 2003. – 68 с.

В учебном пособии представлены материалы к лекциям в виде краткого плана и основных проблем, раскрываемых в каждой лекции, а также в виде блок-схем по изучаемым вопросам.

Материалы могут быть полезны как студентам, магистрантам и аспирантам экономических специальностей, так и практическим работникам и специалистам предприятий (организаций) различных организационно-правовых форм, заинтересованным в постоянном совершенствовании своих знаний в области экономики труда как методологической основы управления персоналом.

ББК 65.9(2)24я73

ã Новосибирский государственный

технический университет, 2003 г.

 
 

Содержание

Предисловие 3

Тема 1. Предмет экономики труда ....................................................... 4

Тема 2. Рынок труда ..................................................................................... 12

Тема 3. Регулирование рынка труда ................................................. 27

Тема 4. Человеческий капитал ............................................................. 39

Тема 5. Экономическая природа доходов
и их дифференциация ............................................................... 46

Тема 6. Качество и уровень жизни ..................................................... 52

Тема 7. Государственные и международные
стандарты в регулировании социально-трудовых отношений 57

Рекомендуемая литература 65

 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель и задачи изучения дисциплины «Экономика труда» состоят в том, чтобы дать целостное представление о теоретических основах и практической значимости предлагаемой дисциплины.

Трудовые отношения на разных уровнях управления и функционирования экономики – одна из наиболее злободневных проблем как в экономическом, так и в социальном аспектах.

Основными задачами дисциплины являются:

· формирование представления о сущности всех аспектов труда и вопросов его реализации на практике;

· приобретение знаний об анализе и о прогнозировании рынка труда, о критериях его измерения и путях регулирования;

· изучение связей экономики труда с формированием человеческого капитала, качеством рабочей силы и доходами;

· уяснение роли всех видов доходов во взаимосвязи со стимулированием, с эффективностью и производительностью труда;

· ознакомление с международными и государственными стандартами в области регулирования социально-трудовых отношений на уровне отдельной фирмы, государства и мирового сообщества.

Авторы учебного пособия исходили из того, что в современной российской экономике очевидна трансформация как видов трудовых отношений, так и форм их реализации: позитивная трудовая мотивация к труду и его оплате; активность в предпринимательской деятельности; роль социальной политики государства в регулировании трудовых процессов и оплаты труда, других видов доходов.

В основу учебного пособия заложен принцип оптимального сочетания теоретических знаний с практическими навыками.

Работа содержит материал по семи темам, которые изучаются на 3-м курсе факультета бизнеса НГТУ в течение 17 недель учебного времени (34 часа лекций, 17 часов семинарских занятий, время для самостоятельного обучения).

Учебное пособие снабжено обширным списком рекомендуемой литературы.

Тема 1.ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ТРУДА

1. Труд как основа жизнедеятельности общества.

2. Общественная организация труда.

3. Продуктивность (производительность) и оплата труда.

После изучения данной темы Вы с м о ж е т е:

· понять значение труда в жизнедеятельности общества;

· дать определение труда;

· охарактеризовать содержание различных наук о труде;

· представить полиструктурность любого предприятия как единого производственно-хозяйственного комплекса;

· выделить элементы организационной системы предприятия;

· назвать основную цель организации труда на предприятии и связанные с ней две группы задач;

· дать общую характеристику каждой подсистемы органи-зации труда;

· указать основные направления деятельности по органи-зации труда;

· рассчитать продуктивность (производительность) труда с использованием конкретных показателей и различных изме-рителей;

· уяснить сущность взаимосвязи производительности и опла-ты труда.

 
 
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ТРУДА анализ функционирования рынков труда Труд – не только производственный фактор, но и важнейший источник дохода  

     
   
СПЕЦИФИКА ТРУДА КАК ОБЪЕКТА ОБМЕНА · объект обмена: услуги (а не сами работники); · услуги не отделимы от работника, в связи с чем при заключении сделок большую роль играют условия труда; · качество труда неоднородно, поэтому важны: информация о «качестве» рабочей силы, об уровне квалификации работника, инвестициях в человеческий капитал; · рынок труда регулируется большим количеством специаль-ных правил – и более жестко, чем финансовый или товарный рынок    
 
 
ЭКОНОМИКА ТРУДА   рассматривает процесс функционирования рынка труда и его результаты, изучает, как меняется поведение продавцов и покупателей рабочей силы при изменении цен, зарплат, прибылей, условий труда и других факторов



ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ ТРУДА С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Экономическая теория ЭКОНОМИКА ТРУДА Эконометрика
Экономическая социология труда Организация труда Социология труда
Трудовое право Наука о безопасности труда Нормирование труда
Физиология труда Психология труда Эргономика
  УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ  

           
 
ПРОДУКТИВНОСТЬ (Productivity) Способность экономической системы производить полезную продукцию и меры реализации этой способности; определяется по отношению к затратам труда, материалов, оборудования, энергии, а также по отношению к суммарным затратам ресурсов; зависит от ситуации на рынках труда  
   
Нормирование труда
 
 
 
 
   

Тема 2. РЫНОК ТРУДА

1. Сущность, система и структура рынка труда.

2. Предложение на рынке труда и его эластичность.

3. Спрос на труд и его эластичность.

4. Равновесие на рынке труда, гибкость рынков труда.

5. Модели рынка труда.

После изучения данной темы Вы с м о ж е т е:

· сформировать понятие рынка труда;

· назвать отличительные особенности рынка труда;

· показать место рынка труда в рыночной экономике;

· выделить и охарактеризовать отдельные элементы рынка труда;

· представить развернутую классификацию рынка труда;

· раскрыть механизм функционирования рынка труда;

· указать основные направления оптимизации рынка труда;

· уяснить механизм распределения времени человека (время работы – за доход и остальное время – досуг);

· выполнить сегментацию конкретного рынка труда;

· выявить факторы, влияющие на предложение труда и спрос на труд;

· обратить внимание на то, что спрос на труд – производный, является обратной стороной решения об объеме производства товаров и услуг;

· построить графики спроса и предложения и объяснить закономерности смещения функций;

· объяснить сущность эффекта масштаба и замещения на рынке труда;

· показать проблемы индивидуального выбора и поведения человека на рынке труда;

· определить факторы, обусловливающие и нарушающие равновесие на рынке труда;

· раскрыть сущность теоретических и практических моделей рынка труда.

 
 
рынок труда Система, в которой взаимодействуют субъекты собственности на факторы производства; происходит стоимостная оценка разнокачественной рабочей силы; формируются объем и структура рабочей силы.

ГИБКОСТЬ РЫНКА ТРУДА Способность быстро осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда


 
 



 
 
Если рынок находится: · в точке равновесия, то возможных причин для изменения числа работников и зарплаты будет мало (по крайней мере, в течение определенного времени); · не в точке равновесия, то такие причины изменения числа работников и зарплаты обязательно есть, пока показатели не придут в положение нового равновесия






Тема 3.РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

1. Занятость и безработица.

2. Трудовая мобильность и миграция: сущность и виды.

3. Государственное регулирование трудовых отношений и рынка труда.

4. Социальное партнерство и роль профсоюзов на рынке
труда.

После изучения данной темы Вы с м о ж е т е:

· сформулировать понятия занятости и безработицы;

· охарактеризовать виды занятости и безработицы;

· изучить проблемы территориальной и межфирменной мобильности рабочей силы на рынке труда;

· разработать принципиальные подходы к политике занятости и безработицы и ее видам;

· обосновать переход от рынка с избытком рабочих мест к рынку с избытком рабочей силы, причины ограничения мобильности, сигментированности и двойственности рынка труда;

· показать влияние факторов на российский рынок труда: кризисных процессов в экономике, политике, культуре, демо-
графии;

· охарактеризовать иррациональные мотивы, формирующие предложение труда и спрос на него;

· показать влияние социального партнерства на поведение субъектов рынка труда.



БЕЗРАБОТИЦА Абсолютная численность незанятого населения, ищущего работу, или его доля от общего числа работоспособного населения
вынужденная ВИДЫ Безработицы добровольная
скрытая структурная фрикционная
циклическая безработица ожидания застойная
неформальная информационная Естественная


РЫНКИ ТРУДА КАК РЕГУЛЯТОРЫ ЗАНЯТОСТИ
И БЕЗРАБОТИЦЫ


Территория  
  Не меняется Меняется  
Не меняется I Изменение рабочего места без изменения вида занятости и местоположения III Изменение рабочего места и местоположения без изменения вида занятости  
Вид занятости, профессия  
II Изменение рабочего места и вида занятости без изменения местоположения IV Изменение рабочего места, вида занятости и местоположения  
Меняется  
       




Тема 4. Человеческий капитал

1. Сущность и соотношение понятий «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал» и «рабочая сила» в обществе и в организации.

2. Качество рабочей силы и спрос на образование.

3. Инвестиции в человеческий капитал.

После изучения данной темы Вы с м о ж е т е:

· определить понятие человеческого капитала и отделить его от понятия рабочей силы и трудового потенциала;

· рассчитать показатели эффективности человеческого капитала;

· сформировать пути спроса на образование как со стороны работающего, так и со стороны фирмы;

· представить образование как многоступенчатую и многоцелевую систему;

· проанализировать модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал;

· найти систему образовательных сигналов на рынке труда;

· перечислить государственные меры по подготовке рабочей силы;

· ознакомиться с проблемами воспроизводства человеческого капитала и системой инвестиций в человеческий капитал.




Тема 5. Экономическая природа доходов
и их дифференциация

1. Сущность и принципы формирования доходов в условиях рынка, их структура.

2. Социально-трудовые отношения: структура, формы и системы распределения.

3. Заработная плата: сущность и эволюция форм и систем.

4. Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения.

После изучения данной темы Вы с м о ж е т е:

· понять основные принципы формирования доходов в условиях рынка: заработной платы, трансфертов, доходов на собственность, факторных доходов и т. д.;

· определить факторы динамики доходов, причины различий в доходах, неоднородность работников, статус рабочего места, систему компенсационных выплат, несовершенство рынка труда в решении справедливого заработка;

· рассчитать доходы по категориям работников;

· выделить основные моменты в эволюции форм и систем заработной платы;

· показать систему эффективной заработной платы, дискриминацию на рынке труда и роль трансфертов в социальной жизни общества.



Тема 6. Качество и уровень жизни

1. Качество жизни и качество трудовой жизни; понятие и система индикаторов.

2. Факторы динамики уровня жизни.

3. Оценка состояния и прогнозирования качества жизни
в разных странах.

После изучения данной темы Вы с м о ж е т е:

· определить понятия качества жизни, уровня жизни, качества трудовой жизни;

· знать систему индикаторов качества жизни;

· охарактеризовать факторы динамики уровня жизни;

· рассчитать модели уровня жизни;

· оценить качество жизни в России и в других странах;

· составить прогноз качества жизни.


Тема 7. Государственные и международные
стандарты в регулировании социально-трудовых отношений

1. Предпосылки и условия социальных стандартов.

2. Социальные нормы и нормативы.

3. Роль государства в использовании социальных стандартов.

4. Социальное партнерство.

5. Направления деятельности и структура МОТ.

После изучения данной темы Вы с м о ж е т е:

· изучить роль государственных и международных стандартов в жизни общества;

· определить роль государства и международных экономических организаций при разработке и реализации социальных стандартов;

· разбираться в концепциях стандартов социально-трудовых отношений различных стран;

· уяснить сущность, задачи и принципы государственной социальной стандартизации Российской федерации.






       
 
 
 
   

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Эренберг Р. Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 800 с.

2. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда (Экономическая теория труда): Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2000. –
400 с.

3. Соллогуб М.А. Экономика труда : Учебное пособие по курсу. Режим доступа: http://www.hse.ru/science/lab_ups/LABER

Дополнительная литература

1. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е.. Экономика и социология труда – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.

2. Антология экономической классики. – М.: Эконов, 1993.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. – М.: Дело Лтд., 1994.

4. Владимирова Л. П. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2000.

5. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Норма, 1999.

6. Государственное регулирование рынка труда: Электронное учебное пособиена основе лекций М. Г. Колосницыной.Режим доступа: http://www.hse.ru/science/lab_ups/GosReg.

7. Еловиков Л.А. Экономика труда: Учебное пособие: –
В 2 ч. – Омск: ОмГУ, 1997.

8. Занятость и поведение домохозяйств: Адаптация к условиям переходной экономики России. – М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия», 1999.

9. Кузьмин С. А. Занятость: стратегия России – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

10. Кулинцев И. И. Экономика и социология труда. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.

11. Левашов В. И. Социальная политика доходов и заработной платы. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. – В 2 т. – М.: Таллинн, 1993.

13. Маршалл А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. – В 3 т. – М., 1993.

14. Международная стандартная классификация занятий = International Standart Classification of Occupations: Пер. с англ. – М.: Финстатинформ, 1998.

15. Обзор экономической политики в России за 2000 год / Авдашева С. Б. , Астапович А. З., Аузан А. А. и др.: Бюро экономического анализа. – М.: ТЕИС, 2001.

16. Практика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999.

17. Рофе А. И. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для вузов / Академия труда и социальных отношений. – М.: МИК, 1999.

18. Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное посо-
бие / Под ред . А. И. Рофе. – М.: МИК, 1997.

19. Рынок труда и доходы населения – М.: Филинъ, 1999.

20. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Наука, 1993.

21. Труд молодежи. – М.: ИНФРА-М, 1999.

22. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М: Витрэм, 2002.

23. Хентце Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997.

24. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996 .

25. Doeringer P. B., Piore M. J. Internal Labor Markets and Manpower Analysis. – N. Y., 1971, Second edition 1985.

26. Ehrenberg R. G. , Smith R. S. Modern Labor Economics: Theory and Public Policy. – 6-th edit. – N. Y.: Addison – Wesley,1997.

27. Elliott R.F. Labor economics: A Comparative Text. – L.: The McGraw-Hill Companies,1991.

28. Ferris, G.R. Buckley R.M. Human resousces management: Perspectives, Context, Functions and Outcomes. – 3-rd edit. – New Jersey: Prentice – Hall, 1996.

29. French W.L. Human Resources Management. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1998.

30. McConnell C.R., Brue S.L. Contemporary Labor Economics. – 4-th edit. – Singapore: McGraw – Hill, INC,1995.

 
 

Наши рекомендации