Налоговая политика и налоговый механизм
Налоги играют большую роль не только в формировании доходной части бюджета, но и в решении задач социально-экономического развития страны, ее стабильности и экономической безопасности. Меру реализации той или иной функции в налоговой системе обеспечивает реализуемая государством налоговая политика.
Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая стимулирует накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствует гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивает социально-экономический прогресс общества.
Цель налоговой политики – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Они могут быть рассчитаны на перспективу и на относительно короткий период. В этой связи принято различать налоговую стратегию и налоговую тактику.
Налоговая стратегия – это метод налогового предвидения с расчетами на перспективу наполнения доходной части бюджета, а также важные тенденции общественного развития.
Налоговая тактика – это совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год.
Проведение рациональной налоговой политики позволяет решать задачи:
- обеспечения государства финансовыми ресурсами;
- создания условий для регулирования экономики;
- сглаживания неравенства в уровнях доходов населения.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой политики:
- соотношение прямых и косвенных налогов;
- применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессивности или преобладание пропорциональных ставок;
- непрерывность налогообложения;
- широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
- использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
- степень единообразия налогообложения для различного рода доходов налогоплательщиков;
- методы формирования налоговой базы.
В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили следующие методы:
- изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;
- замена одних способов или форм налогообложения другими;
- изменение сферы распространения тех или иных налогов, или же всей системы налогообложения;
- введение или отмена налоговых льгот и преференций;
- введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Доля налогов в валовом внутреннем продукте страны во многом определяет модель налоговой политики. Модель налоговой политики — это апробированный в практике ряда стран и доказавший свою результативность образец, тип налоговой политики, который может использоваться другими странами в качестве аналога. В мировой практике сложились три основные модели.
Политика максимальных налогов. Она характеризуется установлением максимального числа налогов и повышением их ставок, сокращением количества льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Такая модель используется, как правило, в двух случаях: во-первых, в чрезвычайные периоды (экономические кризисы, военные действия), когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем государственных закупок и инвестиций в секторы экономики военного назначения, уменьшая при этом социальные расходы. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х годов, во-вторых, в мирное время, как, например, в развитых странах Скандинавии, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами.
Политика экономического развития. Для такой политики свойственно установление минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и используется, как правило, в период экономического оживления, дабы всемерно способствовать увеличению темпов экономического роста. Подобной модели придерживались Германия и Япония в послевоенный период. В 1980-х годах данная модель эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана и потому получила название «рейганомики». В последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировые рынки, в частности Китай, Индия, Бразилия, Мексика и др.
Политика разумных налогов. Она характеризуется определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми моделями и достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Такой политики в основном придерживаются высокоразвитые страны (США, Великобритания, Канада и пр.), уже достигнувшие пределов традиционного экономического роста. Они вынуждены поддерживать достаточный уровень социального обеспечения. Разумные налоги им необходимы в первую очередь для сохранения конкурентных позиций своих товаров на существующих мировых рынках и захвата приоритетного положения на вновь формирующихся рынках высокотехнологичной продукции. Повышение адресности налоговых преференций и регулирование отраслевой налоговой нагрузки позволяет им осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективными потребностями мирового рынка: дестимулировать дальнейшее развитие устаревших производств и стимулировать развитие новейших производств.
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретных субъектов, ответственных за реализацию функций управления налоговой системой страны; совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений; конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов. Они ориентированы на обеспечение функционирования налоговой системы.
Налоговый механизм выполняет следующие основные функции:
- функция управления заключается в организации деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны. Эта функция одна из важнейших. От того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, а также эффективность функционирования налогового механизма в целом.
- функция планирования состоит в организации деятельности финансовых и налоговых органов по определению на заданный период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации усилий для увеличения этих поступлений.
- функция регулирования выражается в организации деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций.
- функция контролирования заключается в организации деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, а также в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства.
- функция принуждения появляется в организации деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков.
- функция информирования предполагает организацию деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и др., необходимой им для своевременного и полного исполнения своих обязанностей.
- функция консультирования заключается в организации деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.