Историческое развитие аудита
Введение
Экономические условия оказывают значительное влияние на состояние оборотных средств предприятия, в которые включены и материальные запасы. Материалы являются основной частью имущества хозяйствующего субъекта, что необходимо для осуществления и расширения деятельности. Предприятия пополняют свои запасы материалов для непрерывных и длительных процессов производства, без которых невозможно организовать производство продукции. Для того, чтобы деятельность организации была эффективной, ей необходимо рационально использовать материалы и вести грамотный учет.
Материалы влияют на характеристики хозяйственной деятельности больше, чем любой другой актив. Максимальная обеспеченность предприятия нужными документами, ведет к уменьшению затрат, увеличению финансового результата, налаженности в работе. Переизбыток материалов ведет к замораживанию ресурсов. Это очень дорого обходится для предприятия, так как необходимы дополнительные помещения для хранения лишних документов и выплаты налогов. Недостаток материалов может привести к приостановке производства и реализации продукции в целом, тогда предприятие не сможет вовремя выполнить свои обязательства. В этом случае произойдет уменьшение финансового состояния организации.
Аудиторская проверка материальных запасов имеет огромное значение. Целью аудиторской проверки выступает подтверждение достоверности всех данных по наличию и движению материалов, установление правильности оформления операций по материалам. В результате, обобщая все итоги такой проверки, аудитор производит анализ все системы ведения учета материалов и дает рекомендации для организации.
Объектом исследования является аудит материалов. Предмет исследования – аудит материально-производственных запасов на примере предприятия «Спектр Электро». Цель - формирование результата аудиторской проверки материалов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития аудита;
2. Охарактеризовать теоритические основы аудита материалов;
3. Дать характеристику деятельности аудируемого лица;
4. Провести аудит на ООО « Спект Электро».
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В введении раскрывается актуальность выбранной темы работы, сформулирован объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе работы рассматривается историческое развитие аудита, понятия материалов и их классификация. Во второй главе проводим аудит движения материалов на предприятии и анализ эффективного использования материалов. В заключении сделаны общие выводы по главам и параграфам.
Сущность аудита материалов
Историческое развитие аудита
Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в 19 веке в акционерных компаниях Европы.
Аудиторская деятельность – это процесс проверки специально обученными лицами (аудиторами) в правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.
Страной возникновения аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных предприятий обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчетов.
В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Мировой экономический кризис 1929 – 1930 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров – аудиторов. В это время были резко ожесточены требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности проведения. Тогда же увеличивается рыночная потребность в таких услугах. После окончания кризиса, практически, все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
Выделяют следующие этапы развития аудита в России.
Начальный этап. Напрмую связан с переходом на рыночные методы ведения хозяйства. 26 мая 1988 года Верховный Совет СССР принял Закон «О кооперации в СССР». Согласно этому Закон, осуществилось появление экономических субъектов, но возникла проблема, связанная с тем, что органов налогового контроля, как таковых не было. Создаваемые экономические субъекты не являлись государственной собственностью. Возникла необходимость в соответствующих структурах, которые бы осуществляли консультационные услуги, а также ревизионную деятельность.
Уже на самом раннем этапе развития аудита в России были предприняты попытки разработки методического обеспечения. С 1989 года на базе нескольких вузов началось обучение, целью которого являлось подготовка аудиторов.
Второй этап в развитии аудита связан с процессом экономических преобразований, развитием предпринимательской деятельности, начавшейся активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций. Благодаря вступлению в силу таких законодательных актов, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности, стали появляться различные фирмы с аудиторской направленностью. Постепенно шел процесс формирования аудиторских услуг. В то же время стали появляться общественные организации, объединяющие бухгалтеров – аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая в дальнейшем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.
Третий этап формирования аудита в России начался в то время, когда государство, аудиторская общественность и заинтересованные пользователи услуг аудита поняли, что важная и общественно – значимая деятельность должна регламентироваться. Одной из особенностей данного этапа является сильный государственный контроль. В Министерстве финансов существует департамент государственного финансового контроля и аудита. До этого момента существовал Департамент организации аудиторской деятельности, созданный в 1995 году. Еще одной характерной чертой третьего этапа выступает отсутствие Закона, регламентирующего аудит.
Четвертый этап в развитии аудита ознаменован вступлением в силу Федерального Закона от 7 августа 2001 года «Об аудиторской деятельности». Данный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. В нем дается четкое понятие аудиторской деятельности, аудиторской организации, аудиторское заключение, упоминается и заведомо ложное аудиторское заключение, и последствия, которые оно за собой влечет, описывается, кто может называться аудитором, их права и обязанности. Также рассмотрены права и обязанности аудируемых лиц, предусмотрен обязательный аудит и страхование при его проведении. В законе прописаны стандарты аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. В этом законе также предусмотрено проведение аттестации на право проведения аудиторской деятельности, лицензирование аудиторской деятельности. Внимание в данном акте уделено деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и ответственности за нарушение законодательства РФ об аудите.
За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства. По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования.
Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны. Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. От того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики в целом.