Показатели и критерии оценивания компетенций, шкалы оценивания
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) должна быть ориентирована на разработку решения актуальной задачи государственного и муниципального управления, а полученные в ней результаты в виде выявленных тенденций, обобщения сложившихся практик, методики анализа, предложения по созданию новых нормативно-инструктивных материалов и т. д. могут в дальнейшем использоваться для разнообразных предложений и проектов по совершенствованию экономики и управления на государственном или муниципальном уровнях.
В работе магистрант должен показать умение использовать современные методы сбора и обработки информации, применяемые в сфере государственного и муниципального управления.
Описание шкалы оценивания:
Результат защиты выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) оценивается дифференцированной оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При выставлении оценки учитываются:
самостоятельность работы;
владение теорией и практикой изучаемого вопроса, умение работать с научным аппаратом;
информационная насыщенность работы (широта использованных данных, их актуальность);
качество структуры работы (логичность, адекватность поставленным целям), убедительность выводов;
аккуратность и грамотность оформления;
способность легко ориентироваться в материале и самостоятельность суждений;
качество презентации материалов работы в ходе защиты.
Оценка «отлично»ставится за работу, которая полностью соответствует требованиям к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) по направлению Государственное и муниципальное управление, а магистрантом демонстрируется высокий уровень сформированности компетенций, готовность к выполнению профессиональных задач и полное соответствие его подготовки требованиям ФГОС ВО.
Оценка «хорошо»ставится за работу, которая в основном соответствует требованиям к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) по направлению Государственное и муниципальное управление, а магистрантом демонстрируется достаточно высокий уровень сформированности компетенций, готовность к выполнению профессиональных задач в соответствие с требованиями ФГОС ВО. В выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) допущены некоторые несоответствия задач её цели / наблюдаются определенные проблемы с доказательством и защитой своей точки зрения или выводов /допущены некоторые несоответствия требованиям к оформлению, небольшое числа смысловых ошибок.
Оценка «удовлетворительно»ставится за работу, которая в целом соответствует требованиям, содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) по направлению Государственное и муниципальное управление, а магистрантом демонстрируется достаточный уровень сформированности компетенций, готовность к выполнению профессиональных задач в соответствие с требованиями ФГОС ВО. В выпускной квалификационной работе магистранта (магистерской диссертации) содержание не полностью удовлетворяет требованиям / рассогласованы цели, задачи и структура / присутствуют незначительные нарушения норм написания письменных работ (наличие заимствований) / наблюдаются достаточно серьезные проблемы с доказательством и защитой своей точки зрения или выводов / список использованных источников не отличается разнообразием, указанные в нём печатные материалы имеют давние сроки издания, в работе неоднократно нарушены правила оформления.
Оценка «неудовлетворительно»ставится за работу, которая не соответствует требованиям к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) по направлению Государственное и муниципальное управление, а магистрантом демонстрируется отсутствие сформированных компетенций, готовности к выполнению профессиональных задач в соответствие с требованиями ФГОС ВО. В выпускной квалификационной работе магистранта (магистерской диссертации) отсутствует самостоятельная аналитическая / проектная работы / нарушены нормы написания письменных работ, а именно, допущен плагиат, подлог, фальсификация / не содержатся выводы, либо они никак не обоснованы, не защищены / работа не отвечает требованиям к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы магистра (магистерской диссертации).
3.2 Перечень тем выпускных квалификационных работ магистрантов
(магистерских диссертаций)
Тематика выпускных квалификационных работ магистрантов (магистерских диссертаций) разрабатывается ведущими преподавателями выпускающей кафедры на основе современных достижений теории государственного управления, а также потребностей федеральных и региональных властных структур и органов местного самоуправления. Тематика работ отражает основные сферы и направления деятельности магистров в области государственного и муниципального управления и прежде всего, в социальной сфере.
Перечень тем выпускных квалификационных работ магистранта (магистерских диссертаций):
1. Совершенствование системы государственного регулирования экономики (на примере региона, хозяйственного комплекса, отрасли).
2. Совершенствование системы регулирования экономики на муниципальном уровне (на примере муниципального образования).
3. Формирование механизмов взаимодействия органов государственного и муниципального управления.
4. Методология и практика модернизации государственного (муниципального управления) на современном этапе.
5. Пути совершенствования системы государственной гражданской (муниципальной) службы (на конкретном примере).
6. Проблемы государственного регулирования территориального развития (на примере субъекта Российской Федерации).
7. Проблемы регулирования территориального развития на муниципальном уровне (на примере муниципального образования).
8. Пути совершенствования системы экономической безопасности регионов России (на примере субъекта Российской Федерации).
9. Управление инновационными процессами развития на региональном (муниципальном) уровне (на конкретном примере).
10. Совершенствование управления хозяйственной деятельностью государственных корпораций (на конкретном примере).
11. Стратегическое управление хозяйственной деятельностью государственных холдинговых компаний.
12. Государственный (региональный или муниципальный) сектор экономики: состояние, особенности управления, перспективы развития (на конкретном примере).
13. Организация и пути совершенствование управления государственной (муниципальной) собственностью (на конкретном примере).
14. Совершенствование системы государственного (муниципального) управления одной из отраслей социальной сферы (на примере культуры, образования, здравоохранения, ЖКХ и др.)
15. Актуальные проблемы управления системой социальной защиты населения (на примере субъекта Федерации, муниципального образования).
16. Пути совершенствования государственного регулирования рынка труда (на примере региона, муниципального образования).
17. Развитие системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства (на примере региона, муниципального образования).
18. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона (муниципального образования) (на конкретном примере).
19. Развитие системы планирования социально-экономического развития регионов (муниципальных образований).
20. Механизмы инвестиционного регулирования и взаимодействия органов регионального и муниципального управления.
21. Пути совершенствования системы государственного управления инвестиционными процессами (на примере региона, муниципального образования).
22. Совершенствование механизмов государственного регулирования регионального и муниципального развития.
23. Совершенствование государственной системы природопользования и охраны окружающей среды на уровне региона (муниципального образования) (на конкретном примере).
24. Пути развития государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (на уровне региона, муниципального образования) (на конкретном примере).
25. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: теория и практика.
26. Малое предпринимательство в системе социально-экономического развития регионов России (на примере субъекта РФ, муниципального образования).
27. Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности на современном этапе (на уровне региона, муниципального образования).
28. Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности в регионах РФ.
29. Государственное регулирование социально-демографического развития в регионе (муниципальном образовании).
30. Государственное регулирование информационного развития регионов (муниципальных образований).
31. Пути и механизмы совершенствования местного самоуправления (на примере конкретного муниципального образования).
32. Развитие системы управления финансами муниципальных образований (на конкретном примере).
33. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования (на конкретном примере).
34. Совершенствование системы управления социальной сферой муниципальных образований (на конкретном примере).
35. Организация и совершенствование системы социальной защиты населения в муниципальных образованиях (на конкретном примере).
36. Муниципальное образование как объект управления (на конкретном примере).
37. Реформирование и развитие системы управления жилищно-коммунальным комплексом в муниципальных образованиях (на конкретном примере).
38. Развитие межмуниципального сотрудничества (на конкретном примере).
39. Совершенствование организации деятельности муниципальной власти (на конкретном примере).
40. Особенности организации муниципального управления в городах федерального значения.
41. Совершенствование кадрового обеспечения муниципального управления (на конкретном примере).
42. Организация эффективного управления муниципальным имуществом (на конкретном примере).
43. Формирование и реализация молодежной политики на муниципальном уровне (на конкретном примере).
44. Совершенствование системы управления муниципальной собственностью (на конкретном примере).
45. Пути повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований (на конкретном примере).
46. Совершенствование управления территориальными финансами (на конкретном примере).
47. Совершенствование деятельности органов территориального общественного самоуправления (на конкретном примере).
48. Совершенствование форм и методов непосредственного участия граждан в организации местного самоуправления (на конкретном примере).
49. Взаимоотношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйственной деятельности: особенности и пути развития (на конкретном примере).
50. Пути совершенствования взаимодействия органами муниципальной власти (на конкретном примере).
51. Развитие мотивации и стимулирования труда государственных (муниципальных) служащих (на конкретном примере).
52. Особенности и социально-экономические аспекты государственной (муниципальной) службы в Российской Федерации.
53. Антикоррупционная политика в регионе как инструмент противодействия коррупции (на конкретном примере).
54. Инструменты и методы противодействия коррупции в системе государственного (муниципального) управления (на конкретном примере).
55. Развитие инфраструктуры продовольственного рынка в регионе (муниципалитете) (на конкретном примере).
56. Совершенствование системы управления транспортным комплексом в регионе (муниципалитете) (на конкретном примере).
57. Развитие социально-экономического потенциала региона (муниципалитета) (на конкретном примере).
58. Особенности и пути совершенствования муниципального управления (на конкретном примере).
59. Проблемы формирования и реализации программ социально-экономического развития региона (на конкретном примере).
60. Проблемы формирования и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований (на конкретном примере).
61. Совершенствование управления природными ресурсами муниципальных образований (на конкретном примере).
62. Особенности развития местного самоуправления в городах федерального значения (на конкретном примере).
63. Государственный (муниципальный) заказ: социально-экономический и правовой аспекты.
64. Муниципальная система социальной защиты населения: пути развития и совершенствования.
65. Пути совершенствования организационно-экономических форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
66. Формирование системы экономической безопасности регионов (муниципальных образований).
67. Инновационные процессы в управлении хозяйственным комплексом региона (муниципального образования) (на конкретном примере).
68. Открытое государственное управление (на уровне РФ, субъекта Федерации).
69. Управление по результатам: теория и практика (на конкретном примере).
70. Рыночные механизмы в системе государственного контроля (на конкретном примере).
71. Оценка эффективности государственного (муниципального управления): методология, теория, практика (на конкретном примере).
72. SmartSpecialization как новая парадигма роста конкурентоспособности региона (на конкретном примере).
73. Кластерные инициативы как инструмент региональной инновационной политики (на конкретном примере).
74. Государственно-частное партнерство как инструмент государственного регулирования экономики (на конкретном примере).
75. Реформирование системы местного самоуправления в РФ (на конкретном примере).
76. Развитие экономических основ местного самоуправления (на конкретном примере).
77. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в условиях реализации реформы местного самоуправления (на конкретном примере).
78. Политическое представительство бизнеса в муниципальном управлении и местном самоуправлении (на конкретном примере).
79. Проблемы реализации полномочий органов муниципального управления по управлению социальной сферой (на конкретном примере).
80. Совершенствование государственного управления рынком труда (в Российской Федерации, субъекте Федерации) (на конкретном примере).
81. Оценка качества производства государственных (муниципальных) услуг (на уровне РФ, субъекта Федерации, муниципального образования; для отдельной отрасли социальной сферы).
82. Бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент повышения эффективности бюджетных организаций (на конкретном примере).
83. Проблемы разработки и внедрения «эффективного контракта» в бюджетных организациях социальной сферы (на конкретном примере).
84. Эксперты и экспертная деятельность в современной системе государственного управления (на конкретном примере).
85. Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве как инструмент управления (на примере…/ сравнительный анализ).
86. Особенности управления социально-экономическим развитием депрессивных регионов России (на конкретном примере).
87. Качество жизни населения как критерий эффективности государственного управления (на конкретном примере).
Организация работы магистрантов над выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией) возлагается на выпускающую кафедру и предусматривает следующие этапы:
1. Разработка тематики выпускных квалификационных работ магистрантов (магистерских диссертаций) с учетом актуальных проблем в сфере государственного и муниципального управления в зарубежной и отечественной практике на основе деятельности организаций, учреждений, которые, как правило, являются объектами учебной и производственной практик.
2. Формирование тем выпускных квалификационных работ магистрантов (магистерских диссертаций) на основе утвержденной тематики и/или заявок предприятий, организаций, учреждений.
3. Формирование заданий по основным разделам выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации).
4. Организация учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы магистрантов.
5. Руководство выполнения магистрантом выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
6. Проверка степени оригинальности текста работы через систему «Антиплагиат».
7. Организация внешнего рецензирования качества выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации).
8. Организация защиты выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации).
Выпускная работа состоит из трех разделов (или глав), первый из которых содержит теоретические подходы к теме исследования, во втором анализируются сложившиеся практики управления / проектные решения проблемы, а в третьем - разрабатывается и обосновывается план мероприятий / проект решения актуальной проблемы.
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация), как правило, включает следующие элементы:
1. Титульный лист.
2. Задание.
3. Содержание.
4. Введение.
5. Основная часть.
6. Заключение
7. Список использованных источников.
8. Приложения.
9. Отзывы научного руководителя, рецензента, отчет по системе «Антиплагиат» помещенные в отдельные файлы.
3.3. Оформление выпускной квалификационной работы магистранта
(магистерской диссертации)
Требования к оформлению страницы академического печатного текста, согласно существующему стандарту, следующие:
текст рукописи отчета должен быть напечатан на принтере на одной стороне листа белой бумаги формата А 4;
текст печатается через 1,5 интервала, в формате Times New Roman;
при печати используется шрифт черного цвета кегель (размер) 14;
интервал шрифта должен быть обычный;
размер левого поля текста страницы - 30 мм, правового - 15 мм, верхнего и нижнего - 20 мм;
абзац должен начинаться с красной строки (отступ 1,25 см).
Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу листа по центру.
Нумерация должна быть сквозной - от титульного до последнего листа работы. Однако проставлять номера страниц необходимо только начиная с содержания (функция в MS Word особый колонтитул для первой страницы).
Каждый новый раздел начинается с новой страницы (исключение составляют подразделы). Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: содержанию, введению, заключению, списку использованных источников, приложениям.
Расстояние между названием разделами и последующим текстом должно быть равно трем интервалам (т.е. пропускается одна строка). Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка не ставят. Не рекомендуется размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не более трех строк последующего текста, подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке.
Первой страницей отчета по учебной практике является титульный лист. За ним следует содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.
Заголовки структурных элементов работы («Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников») следует располагать в середине строки без абзацного отступа, без точки в конце и печатать строчными буквами (кроме первой прописной), без подчеркивания.
Главы и параграфы работы должны иметь заголовки. Заголовки не должны слово в слово совпадать ни друг с другом, ни с темой. Заголовки должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в тексте. Их назначение – направлять внимание на конкретный материал.
Заголовки глав следует располагать в середине строки без абзацного отступа и без точки в конце и печатать строчными буквами (кроме первой прописной), не подчеркивая.
Заголовки параграфов следует печатать в середине строки, с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Главы следует начинать с нового листа. Между строчками заголовка следует делать один интервал, перед текстом – три интервала. Расстояние между заголовками главы и параграфа – два интервала.
Главы и параграфы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (за исключением приложений). Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). После номера главы, параграфа, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Заголовки третьего уровня в работе не используются.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц, что обеспечивает лучшую наглядность и удобство сравнения показателей. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если объем таблицы превышает количество оставшегося места в конце страницы, то ее размещают на следующей странице, а свободное место заполняется последующим текстом.
Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание. Надпись «Таблица» (с заглавной буквы), затем пробел, после чего указывается номер таблицы соответствующей главы, после пробел, дефис, затем пробел и заголовок таблицы. Надпись помещается над таблицей по центру и печатается строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках таблиц не допускаются. В конце заголовка таблицы точка не ставится.
Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена ссылка.
Таблицы должны иметь сквозную нумерацию по всему тексту. После номера таблицы точку не ставят. Знак «№» перед номером таблицы не используется.
В таблицах допускается применять меньший размер шрифта, чем в основном тексте, и одинарный междустрочный интервал. Не допускается выделение курсивом или полужирным шрифтом заголовков граф и строк таблиц, а также самих табличных данных. Заголовки граф и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, начинаются с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков граф и строк точки не ставят.
К цифровым табличным данным должны быть указаны единицы измерения. Если данные таблицы имеют разные единицы измерения, то они указываются в соответствующих заголовках (подзаголовках) граф или строк таблицы. В случае, когда все табличные данные имеют одну единицу измерения, эту единицу приводят над таблицей справа, используя предлог «в» (например, в тыс. руб., в га, в м2, в процентах и т.п.).
Цифровые значения в графах таблиц проставляют так, чтобы разряды чисел по всей графе были расположены один под другим. В одной графе следует соблюдать одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк. Если данные графы (строки) таблицы не требуют заполнения, то следует ставить знак «х».
Для облегчения пользования таблицей допускается проводить горизонтальные линии, разграничивающие строки таблицы.
Ширина таблицы должна соответствовать ширине основного текста. При превышении ширины таблицу следует размещать в альбомном формате по тексту или в Приложении.
При переносе нельзя отделять заголовок таблицы от самой таблицы, оставлять на странице только «шапку» таблицы без записи хотя бы одной строки табличных данных. Итоговая строка также не должна быть отделена от таблицы.
Печать основного текста после завершения таблицы начинается через два полуторных междустрочных интервала.
В качестве иллюстраций в работах могут быть представлены чертежи, схемы, диаграммы, рисунки и т.п. Все иллюстрации обозначают в тексте словом «Рисунок».
Иллюстрации могут быть выполнены как в черно-белом, так и в цветном варианте.
Рисунки в зависимости от их размера располагают в тексте непосредственно после того абзаца, в котором данный рисунок был впервые упомянут, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении. Рисунок должен располагаться в центре.
Все рисунки должны иметь наименование, которое помещают под иллюстрацией. Перед наименованием вводят слово «Рисунок» (с заглавной буквы), затем пробел, после чего указывают номер рисунка соответствующей главы, после пробел, дефис, затем пробел и наименование рисунка, которое печатают строчными буквами (кроме первой прописной) по центру листа. Точку в конце наименования рисунка не ставят.
Следует отметить, что нумерация рисунков проводится отдельно от нумерации таблиц.
Если иллюстрация заимствована из книги или статьи, на нее должна быть оформлена ссылка в конце наименования рисунка.
Печать основного текста после наименования рисунка начинается через два полуторных междустрочных интервала.
При необходимости в тексте работы могут быть использованы формулы. Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Между текстом и следующей за ним формулой, между формулой и следующим за ней текстом должно быть расстояние равное двум полуторным междустрочным интервалам.
Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых математических операций, причем знак в начале следующей строки повторяют.
Формулы имеют сквозную нумерацию по всему тексту соответствующей главы. После номера формулы точка не ставится. Номер печатают арабскими цифрами в круглых скобках справа от формулы на одном уровне с ней. При написании формул следует использовать буквенные символы.
Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу (если соответствующие пояснения не использованы ранее в тексте), приводят непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа приводят с новой строки в той последовательности, в которой эти символы приведены в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» с двоеточием после него. После самой формулы перед пояснениями необходимо ставить запятую.
В конце работы располагается Список использованных источников, который позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов и показывает степень изученности проблемы.
В список использованных источников включаются только те источники, которые непосредственно изучались при написании работы. На каждый источник, указанный в списке литературы, должна быть ссылка в тексте.
Источники должны располагаться в следующее порядке:
1) нормативные правовые акты;
2) монографическая литература и научные публикации;
3) ресурсы Интернета;
4) фондовые материалы;
5) иностранная литература (размещается в алфавитном порядке).
Список использованных источников имеет сквозную единую нумерацию. Источники следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзаца. Нормативные правовые акты должны приводиться в следующей последовательности:
1) конституции (Российской Федерации, субъектов РФ);
2) законы (федеральные, субъектов РФ);
3) указы (Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ);
4) постановления (Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ);
5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
6) письма, инструкции, распоряжения, приказы министерств и ведомств.
В списке использованных источников нормативные правовые акты одинаковой юридической силы располагаются строго в хронологическом порядке по мере их принятия (от ранее принятых к более поздним документам).
При библиографическом описании нормативных правовых актов сначала указывается статус документа (например, Федеральный закон, Указ Президента РФ и т.п.), затем его название, после чего приводится дата принятия документа, его номер и дата последней редакции.
Специальная литература включает монографии, научные статьи, диссертации, авторефераты диссертаций, книги, статистические сборники, статьи в периодических изданиях.
Если в выпускной квалификационной работе используются подготовленные, но неопубликованные материалы, они вносятся в раздел «Фондовые материалы».
В списке использованной литературы специальные источники располагаются строго в алфавитном порядке по фамилии авторов, а если автор не указан – по названию работы.
Информация, размещенная в Интернете, является электронным ресурсом удаленного доступа и может также использоваться при составлении списка литературы. Количество источников должно быть не менее 60, год издания не позднее пяти лет.
Ссылки на источники (литературу) указываются в квадратных скобках.
Общий объем выпускной квалификационной работы магистранта (магистерской диссертации) должен составлять 90-110 листов
Оригинальность текста - не менее 70%.
4. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «ИНТЕРНЕТ», необходимых