Темы лекций и семинарских занятий
И. Н. Шевелева, Т. В. Показаньева
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Методические указания по изучению дисциплины
студентами специальности «Экономическая безопасность»
Курган - 2011
УДК
Шевелева И.Н., Показаньева Т. В.История экономических учений: методические указания по изучению дисциплины студентами специальности «Экономическая безопасность» – Курган: Изд-во КГСХА, 2011. – 16 с.
Рецензент кандидат экономических наук, доцент
Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и программой курса «История экономических учений».
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры экономической теории (протокол № 2 от 14 октября 2011г.)
© Ф Г Б О У ВПО «К у р г а н с к а я
государственная сельскохозяйственная
академия имени Т.С. Мальцева», 2011
Введение
Курс истории экономических учений – одна из базовых дисциплин, который изучают будущие бакалавры экономики. Он закладывает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни.
Особенность курса – огромный фактический материал, для понимания которого очень важно знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее понять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.
Целью освоения дисциплины История экономических учений является формирование у студентов исторического экономического мышления и развитие способности использовать существовавшие экономические теории и концепции для экономического анализа в профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть основные экономические теории и концепции, модели и методы экономического анализ проблем;
- изучить эволюцию экономических теорий, основные этапы формирования экономической мысли;
- освоить основные категории экономической теории в контексте различных экономических школ;
- изучить основные этапы развития экономической мысли России.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных, профессиональных и профильных компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы, и демократии (ОК-2);
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
- способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);
- способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемы в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16).
Профессиональные компетенции:
- способность осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач(ПК-31);
- способность анализировать эмпирическую и научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности (ПК-49);
- способность готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные концепции экономической мысли, экономические воззрения в контексте истории экономических учений;
- основные особенности современных ведущих школ и направлений экономической мысли.
Уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций.
- определить вклад основных научных школ в процесс развития экономической мысли;
- использовать источники экономической информации;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора.
Владеть:
- современными методами сбора и обработки данных для экономического анализа;
- навыками экономического анализа;
- специальной экономической терминологией и лексикой.
Тематический план учебной дисциплины
Темы | Количество часов | |||
всего | лекции | практические | СРС | |
1 Предмет и задачи курса «История экономических учений» | - | |||
2 Экономическая мысль Древнего мира и средневековья | ||||
3 Меркантилизм и физиократия | ||||
4 Классическая школа политической экономии | ||||
5 Марксистская школа политической экономии | ||||
6 Маржиналистская «революция» и возникновение неоклассического направления | ||||
7 Эволюция неоклассической школы и неолиберализм | ||||
8 Историческая школа Германии | ||||
9 Классический институционализм | ||||
10 Современный институционализм | ||||
11 Возникновение и эволюция кейнсианства | ||||
12 Становление и развитие Российской экономической мысли | ||||
13 Экономическая мысль России ХХ века | ||||
Всего |
Темы лекций и семинарских занятий
Тема 1 Предмет и задачи курса «История экономических учений»
Вопросы к семинарскому занятию
1 Предмет истории экономических учений
2 Место истории экономических учений в системе экономических наук