Равновесная цена ‐ это цена, одинаково подходящая для потребителя и для
Производителя продукции.
Рис. 3‐10
3.3.2. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ И ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Более того, этот выигрыш мы можем определить для каждого из них в отдельности и посчитать, как мы считали размер излишка и дефицита продукции на рынке. Давайте еще раз обратимся к графической модели равновесия на рынке:
рис. 3‐11
Равновесная цена Pe на рынке определяется в точке пересечения этих кривых (точка А). При минимально возможной пене Pmin производители не будут производить (а значит, и
продавать) свой товар, зато потребители согласны покупать
его по этой цене сколько угодно этого товара. Графически в нашеймодели равновесия на рынке это отображается тем, что при минимальной цене кривая
предложения просто пересекается с вертикальной осью цены (то есть количество продукции на горизонтальной оси Qбудет равно нулю). В случае максимально
возможной цены на продукцию потребители не станут приобретать эту продукцию совсем, хотя производителей она вполне устраивает, и они могут
продавать по этой цене сколько угодно своего товара. При равновесной цене производители готовы продавать определенное количество товара ‐ Qe, а потребители ‐ покупать именно это количество товара по той же самой цене Ре.
По нашей модели видно, что равновесная цена ниже максимально возможной на рынке цены. Это вполне логично, хотя бы потому, что Рmах ‐ уже самая высокая цена, это во‐первых. А во‐вторых, равновесная цена результат компромисса (своеобразного «договора» с взаимными уступками), а значит, она не может быть максимальной, потому что это была бы идеальная ситуация для производителей и совсем невыгодная для
потребителей.
Итак, равновесная цена, как правило, ниже возможной максимальной цены на рынке Значит, мы можем посчитать величину излишка потребителя ‐ то есть размер его выигрыша от того, что на рынке установилась именно равновесная цена. Излишек потребителябудет равен площади, расположенной под кривой спроса и ограниченной линией равновесной цены, то есть площади треугольника Рmах А Ре. То есть это треугольник не образовался бы совсем, если бы равновесная цена была бы равна максимальной, и линию равновесной цены мы прочертили бы на уровне отметки Ртах.
Излишек производителяопределяется аналогичным путем. В случае господства минимальной цены Pmin на рынке ‐ желанная ситуация для потребителя и невыгодная для производителя.
Равновесная цена, как правило, выше возможной минимальной цены на рынке. Излишек производителя будет равен площади, заключенной между вертикальной осью цены, кривой предложения и линией равновесной цены, то есть площади треугольника Ре А Рmin. Соответственно, этого треугольника не образовалось бы, если бы равновесная цена была на уровне минимально возможной цены, и линию равновесной цены мы бы
прочертили через точку Pmin.
3.3.3. ЗАТРАТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Подробнее затраты производителя рассмотрим позже, когда будем изучать внутреннюю среду фирмы (ее производство, прибыль и т.д.). Попробуем определить, почему производителю невыгодно производить и продавать товар по цене ниже минимальной цены на рынке.
Что является выручкой производителя? Он продает единицу товара по определенной цене, то есть в обмен на установленную денежную сумму. Это будет его выручка за одну единицу товара ‐ один готовый продукт (например, за одну порцию произведенного
мороженого, или один музыкальный диск, или один пиджак и т.д.). Значит, чтобы подсчитать выручку производителя за всю произведенную и проданную продукцию, надо умножить количество проданного товара на его цену. То есть, в случае установившейся равновесной цены, выручка производителя будет равна произведению Qe*Pe. При определении выручки мы не учитываем затрат потребителя на производство продукции, а значит, не можем рассчитать его прибыль от реализации этого товара. Утверждая, что не будет продавать товар ниже минимальной цены на рынке, производитель тем самым признает, что в случае продажи товара по этой цене его прибыль будет нулевой (то есть размер выручки равен размерам затрат). Значит, если он будет продавать по цене ниже
минимальной, его производство будет не просто невыгодным, оно будет убыточным. А производитель не будет производить или продавать себе в убыток. Таким образом, минимально возможную цену на рынке определяет производитель, исходя из величины
собственных затрат на производство. Значит, мы с Вами, рассуждая от обратного, можем определить на графике рыночного равновесия величину затрат производителя на производство его продукции. Кривая предложения ‐ графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и
количествами этого блага, которое готовы продавать производители в данный момент времени. Итак, определенное количество блага по данной цене ‐ не ниже, потому что иначе будет работать себе в убыток. С другой стороны, фирма (производитель) всегда учитывает количество товара, которое производит и продает. Значит, если производитель произвел и продал количество товара Qe по цене Ре, то его затраты на производство этого количества товара будут определяться подсчетом площади, ограниченной осями количества товара и цены, кривой предложения и линией равновесного количества товара ‐ то есть площади трапеции, которая ограничивается точками Pmin, A, Qe и точкой начала координат (то есть ‐ нуль). Конечно, когда мы говорим «площадь треугольника» или «площадь трапеции», мы называем эти фигуры там условно, потому что с одной стороны они всегда ограничиваются кривой линией (либо спроса, либо предложения). Однако в дальнейшем для простоты расчетов в задачах мы с вами будем изображать кривые линии прямыми, если нам понадобиться посчитать величину площадей заданных фигур излишка потребителя или производителя или затрат производителя. В дальнейшем подобные упрощения мы будем называть допущениями модели.