Ормы организации и разделения труда в туристской фирме
Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации
Горизонтальное разделение труда. Такое разделение труда производится, как правило, по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.
Функциональное разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятельности.
Разделение труда по отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур.
Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации.
Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления.
Направления вертикального разделения труда
Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:
общее руководство — выработка и воплощение главных, перспективных направлений деятельности организации;
технологическое руководство — разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация Производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства;
экономическое руководство — стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы организации;
оперативное управление — составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса;
управление персоналом — подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.
Формальные и неформальные группы
Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными. Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различными нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели), признается неформальной группой (организацией). Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.
Воздействие неформальных групп на коллектив
Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Пути их воздействия на коллектив, следующие:
· «тайный телеграф» ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам;
· способность действовать или бездействовать.
Положительное влияние на неформальную группу
Задача менеджера состоит в том, чтобы минимизировать влияние неформальных групп и направлять их власть в нужное русло, следовательно:
· менеджер должен согласиться с тем фактом, что неформальная организация существует;
· нужно попытаться понять, насколько неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь своих целей;
· надо выявить неформальных лидеров и попробовать управлять ими;
· необходимо попытаться объединить цели неформальной и формальной организаций;
· менеджер должен согласиться с тем, что независимо от того, что он делает, неформальные организации продолжают существовать.
Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом:
чувство принадлежности, т.е. удовлетворение потребности в чувстве принадлежности — одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей.
взаимопомощь, т.е. люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег
защита, т.е. люди всегда знали, что сила — в единстве, поэтому важной причиной вступления в неформальную организацию является осознанная потребность в защите;
общение, т.е. люди хойтят знать, что происходит вокруг, а именно доступ к неформальному получению такой информации возможен только в неформальной организации;
симпатия, т.е. люди часто присоединяются к неформальным группам — просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.
Признаки, характеризующие неформальные отношения
Неформальные группы одновременно могут быть и похожи, и непохожи на формальные структуры. В связи с этим необходимо выделить признаки, характеризующие эти группы:
социальный контроль, осуществляемый неформальной группой, может положительно влиять на достижение целей формальной организации;
сопротивление переменам, т.к. в неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам, частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу их дальнейшему существованию;
неформальные лидеры. Сфера влияния неформального лидера может выходить даже за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.