Методика анализа бюджета организации Калиниченко,БА-131

В общефилософском смысле анализ является одним из важнейших методов научного познания окружающей действительности

На современном этапе развития экономики анализ хозяйственной деятельности можно рассматривать, как одну из функций управления предприятием. Анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.

Использование метода АХД проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Это могут быть методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности либо методики комплексного анализа. Надо отметить, что каждому виду анализа соответствует своя методика.

Методика-совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

Методика- совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

Любая методика анализа будет представлять собой указания или методологические советы по исполнению аналитического исследования:

– советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования.

-описание способов и приемов исследования изучаемых обьетов

- источники данных, на основании которых проводится анализ

-указания по организации анализа, его методологическому и информационному обеспечению

-рекомендации оформления результатов анализа.

Для анализа бюджета Могилевского областного управления ФСЗН была разработана следующая методика:

Объектом исследования является деятельность Фонда социальной защиты населения.

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся в процессе формирования и исполнения бюджета Фонда социальной защиты населения.

Целью анализа является повышение эффективности работы фонда.

Задачи анализа:

1. Определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фонда. Определение соотношений отдельных источников доходов и направлений расходов.

2. Анализ эффективности функционирования фонда. Эффективность функционирования можно определить, исчислив долю средств, израсходованных на финансирование выплат государственного социального страхования.

Этапы анализа:

1. Расчет выполнения планового задания и выполнения плана.

Расчет всех показателей ряда динамики на основании данных бюджета за 2013-2015 г., и занесение полученных результатов в сводную таблицу.

На этом этапе анализа рассчитываются показатели:

1. абсолютный прирост базисный по годам

2. средний абсолютный прирост базисный

3. абсолютный прирост цепной по годам,

4. средний абсолютный прирост цепной,

5. темп роста базисный по годам

6. средний темп роста базисный,

7. темп роста цепной по годам

8. средний темп роста цепной,

9. темп прироста базисный по годам,

10. средний темп прироста базисный,

11. темп прироста цепной по годам

12. средний темп прироста цепной

Используется прием сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей, применение утвержденных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей.

Основными причинами, влияющими на невыполнение плана являются:

Внутренние- человеческий фактор

Внешние- социально-экономическая обстановка, несоответствия в нормативно-правовых актах.

2. Структурный анализ доходов и расходов бюджета за 2013-2015г.

Структурный анализ представляет собой нахождение процентной величины части в целом.

3. Расчет влияния факторов на расходы бюджета. На этом этапе проводится факторный анализ с использованием аддитивной факторной модели. Расчет производится способом цепной подстановки.

Используется прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявших на результаты исполнения бюджета по доходам или расходам.

4. Заключительным этапом является использование аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета.

Источником данных для анализа является отчет об использовании бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Анализ должен быть:

Конкретным- основываться на изучении всего спектра показателей, всесторонне характеризующих определенное явление, процесс, тенденцию.

Системным- представлять собой систему аналитической работы, по срокам, охвату вопросов, формам, приемам взаимосвязи изучаемых показателей

Оперативным- по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на степень реальности показателей, уровень их фактического использования.

Объективным, что обеспечивается основанным подбором анализируемой информации, таким перечнем показателей, который способен всесторонне и объективно характеризовать всю совокупность причин, факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.

Каждый из элементов методики анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга различные способы анализа способствуют раскрытию сложных связей и взаимосвязей, возникающих между соответствующими показателями в процессе формирования и исполнения бюджета по доходам и расходам.

Анализ является неотьемлимой частью бюджетного процесса на всех стадиях движения бюджетных показателей.

Наши рекомендации