Спрос. закон спроса. кривая спроса.
Спрос- это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.
Спрос-это платежеспособная потребность.
Величина спроса - количество товара, которое массовый покупатель желал бы купить при определенной цене данного товара. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают и наоборот, чем ниже его рыночная цена, тем больше его будет куплено при прочих равных условиях.
Кривая спроса показывает взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара и описывает рыночное поведение покупателей.
P
D |
D |
Q (количество товара)
Закон спроса показывает обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Почти все товары подвержены действию этого закона. Спрос может меняться и под воздействием неценовых факторов, таких как:
· доходы покупателей;
· ожидания изменения цен на товары;
· ожидания изменения количества продаваемых товаров;
· вкусы и предпочтения потребителей;
· цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые)
Различают изменение величины спроса - движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого спроса - сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов.
Если кривая сдвигается вправо вверх - увеличение спроса.
Если влево вниз - уменьшение спроса.
Исключения из закона спроса:
Парадокс Гиффена: касается товаров низшего качества. При повышении цен на низшие товары величина спроса на них не снижается. (хлеб, молоко, картофель).
2. Эффект Сноба или эффект Веблена: при снижении цены на высшие товары снижается и величина спроса на них. Это относится к тем товарам, посредством которых люди стремятся подчеркнуть свой высокий социальный статус.
3. Эффект инфляционных ожиданий. Когда потребители настроены на постоянное повышение цен, при росте цен объем спроса может увеличиваться.
Предложение.Закон и кривая предложения
Предложение - это то количество товаров и услуг, которое производится и продается на рынке или может быть доставлено немедленно в определенный промежуток времени.
Величина предложения - это то количество товара, которое будет предложено для продажи приданной цене в данный период времени.
Кривая предложения (SS) показывает отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и описывает рыночное поведение продавцов. В отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх, поскольку повышение цены влечет за собой возрастание предложения.
Закон предложения гласит, что существует прямая зависимость между величиной предложения и ценой товара. Различают изменение величины предложения (движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого предложения (сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов)
Цена предложения - это та цена, по которой производитель еще готов продавать свою продукцию.
S |
S |
P (цена) |
Q (количество товаров) |
Кривая предложения |
Факторы, влияющие на предложение:
1)цены на ресурсы – если цены повысились, затраты больше.повышаются издержки произ-ва
2)технология производства – передовые технологии снижают издержки произ-ва, соответственно предложение больше.
3)налоги и датации – налоги снижают предложение, поскольку включ. в издержки производства.дотации - денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственного бюджета.
4)цены на другие товары – если цены возрастают, к примеру, на товары из кукурузы, то будут покупаться товары из пшена.
5)число продавцов.чем их больше, тем больше предложение.
6)ожидание