Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса

Спрос и предложение – взаимосвязанные важнейшие категории рыночной экономики. Исходным понятием здесь выступает спрос. Он связан с потребностями или желаниями людей, однако их нельзя отождествлять. Потребности людей практически безграничны. Только та часть из них, которая может быть оплачена деньгами, образует спрос. То есть спрос выступает как платежеспособная потребность.

Спрос покупателей на определенный товар зависит от целого ряда факторов: цены данного товара или услуги, цены и полезности других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), денежного дохода потребителей, их вкусов и предпочтений, общего числа покупателей данного товара, перспективных ожиданий повышения или снижения цен и т.п. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена данного товара. Такая зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, которая может быть представлена в следующем виде:

D = f (P, Pa, Pв, … Y, T, W),

где D – спрос на данный товар;

Р – цена данного товара;

Pa, Pв, … – цены на сопряженные товары;

Y – денежный доход потребителей;

Т – вкусы и предпочтения потребителей;

W – число потребителей, масштабы рынка.

Под величиной (объемом) спроса следует понимать количество товаров, которое покупатели готовы и в состоянии купить по данной цене в определенный промежуток времени. При сложившейся рыночной ситуации данной цене соответствует определенная величина спроса, равная определенному количеству данного товара. Чем выше цена данного товара, тем меньше число тех, кто готов его купить, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей. Такая зависимость между ценой товара и количеством купленного товара изображается в виде графика: по горизонтали показывают количество товара Q, а по вертикали – цену P. Соединив полученные точки, получим линию DD (Д – от слова demand – спрос), которая называется кривой спроса (рис. 1.).

Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru

P – цена, Q - количество
P

 
  Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru

А
Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru

       
  Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru
   
D2
 




Q
Q1
Q2
Q3
Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru

О

 
  Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru

Рис.1. Кривые спроса.

Из графика видно, что между ценой и количеством покупок товара существует обратная (или отрицательная) зависимость, которую можно выразить математически:

DQд =¦( 1/DP ) или DQд / Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Р,

где Qд – величина (объем) спроса на данный товар;

D – знак «дельта» - всякое изменение: как возрастание, так и уменьшение.

Кривая спроса DD показывает, какое количество товара (Q) готовы купить покупатели в конкретный период времени при каждом данном уровне цен и при неизменных прочих факторах.

Обратную зависимость между ценой и количеством купленного товара в течение конкретного периода времени экономисты назвализаконом спроса.

Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, сам спрос в этом случае остается неизменным, то есть происходит как бы «скольжение» величин спроса с одной точки на другую по неизменной кривой спроса.

На смещение кривой спроса, т.е. на изменение спроса, влияет множество факторов, которые называются неценовыми.К ним относятся:

1.Денежные доходы потребителей.Как уже было сказано, при повышениидоходов спрос на большинство товаров растет.

2.Вкусы и предпочтения потребителей. Так, пропаганда здорового образа жизни снижает спрос на алкогольную и табачную продукцию и повышает – на велосипеды и туристическое снаряжение.

3. Число потребителей или масштабы рынка. Уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса и наоборот. Сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает рост на медицинские услуги.

4. Цены на сопряженные товары. Например, повышение цены на бензин может привести к некоторому снижению спроса на легковые автомобили.

5. Перспективные ожидания повышения или снижения цен.

Различают индивидуальныйспрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и совокупный (рыночный) спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Связь рыночного спроса с индивидуальным выявляется в следующей закономерности: рыночный спрос при каждом значении цены равен сумме спросов отдельных покупателей при этом же самом значении цены.

Содержание предложения и его функции. Факторы предложения. Закон предложения и кривая предложения.

Для определения рыночного предложения необходимо сложить объемы предлагаемого отдельными продавцами товара при каждой возможной цене. Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения. Он также характеризует связь количества предлагаемого товара с ценой. Однако, если зависимость между ценой и объёмом спроса обратная, то между ценой и объёмом предложения – прямая. Суть закона предложения сводится к следующему: количество предлагаемого товара находится в прямой зависимости от уровня цен в течение конкретного периода времени.Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца сделать этот товар доступным, произвести его, предложить на продажу. Другими словами, по мере роста цен производители, заинтересованные в получении большей прибыли, будут направлять больше ресурсов на создание конкретного товара или услуги. И, напротив, по мере снижения цен производители будут предлагать к продаже меньшее количество товаров. В странах с развитой рыночной экономикой (чего пока нельзя сказать в полной мере о России) в соответствии с законом предложения рост цен стимулирует производство товаров и увеличивает их предложение. Это, в свою очередь, создает возможность для дальнейшего снижения цен на эти товары. Теперь обратимся к характеристике самого предложения. Экономисты используют понятие «предложение» для обозначения всей кривой предложения, т.е. всей совокупности зависимости между количеством предлагаемых к продаже товаров и уровнем цены на эти товары. В данном случае речь идет о желании и способности продавцов предложить покупателям определенное количество товаров и услуг при разных значениях цены. Это качественная характеристика предложения. Изменения в самом предложении проявляются, как показано на рис. 5.2, в сдвиге кривой предложения вправо (S2S2) или влево (S1S1) от исходной позиции. Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево – сокращение. Это происходит, если цена на товар остается фиксированной, а «срабатывают» неценовые факторы. Основными из них являются: а) уровень технологии и организации производства; б) цены используемых ресурсов; в) налоги и субсидии; г) число производителей; д) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; е) перспективные ожидания продавцов и др.

Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru

S1
S
С
P

           
  Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru  
S2
    Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru
 
 

P2
В

P – цена, Q - количество
Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru

 
  Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru

Q  
Q3
Q2
Q1

Спрос и его функции. Факторы спроса. Закон спроса и кривая спроса - student2.ru О

Рис. 2. Кривая предложения.

Зависимость величины предложения от цены, ее определяющей, и есть функция предложения от цены. Поэтому закон предложения можно выразить как функциональную зависимость формулой:

QS = f (P),

где QS – объем предложения товара в единицу времени;

Р – цена товара.

Наши рекомендации