Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы
Обучающихся по дисциплине
Важным видом работы при изучении дисциплины «Арбитражный процесс» является самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося, которая осуществляется в следующих формах:
1. изучение и анализ учебной и научной литературы (в том числе электронных источников информации) по теме занятия, выработка и обоснование собственной точки зрения на основе изученной литературы;
2. подготовка докладов по отдельным вопросам практического занятия или «Круглого стола» (тематика указана в планах практического занятия);
3. изучение и анализ законодательства и судебной практики в соответствии с тематикой практического занятия;
4. подготовка реферата;
5. составление проектов процессуальных документов;
6. решение задач;
7. подготовка к аудиторной контрольной работе (тестированию).
При освоении каждой темы студенты самостоятельно изучают рекомендованную учебную и научную литературу, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты, правовые позиции Европейского Суда, Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, информационные письма Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, опубликованные материалы судебной практики.
По указанию преподавателя результаты изучения литературы по отдельным вопросам должны быть оформлены в виде кратких письменных конспектов с учетом анализа имеющихся точек зрения.
Доклад. Доклад для практического занятия выполняется в письменной форме. Он должен содержать в себе обзор и краткий анализ изученных мнений, изложенных в литературе, собственную точку зрения студента на исследованные проблемы, ссылки на цитируемые источники. На практическом занятии доклад делается устно, время выступления до 7 минут. После выступления преподавателем и студентами докладчику могут быть заданы вопросы. Темы для докладов студенты выбирают самостоятельно, исходя из предложенного перечня. Тема доклада должна согласовываться с преподавателем заранее. На одном практическом занятии, как правило, может быть заслушано не более 2-х докладов. Указанное требование не распространяется на практические занятия, проходящие в форме «круглого стола».
Результаты письменных работ студентов могут быть дополнительно изложены в виде презентаций (в том числе с использованием технических средств).
Реферат. Реферат готовится студентами по темам 1 – 24.
Целью написания реферата является определение степени усвоения студентами материала по соответствующим темам учебной дисциплины.
Реферат должен содержать изложение одной теоретической темы из предлагаемого списка.
Реферат оценивается исходя из полноты раскрытия темы и правильности оформления работы, при этом объем его не должен превышать 10 страниц.
«Круглый стол». На «круглом столе» обсуждаются актуальные вопросы исполнительного производства, правоприменительной практики. Подготовка к проведению «круглого стола» предполагает выбор студентом темы для обсуждения, согласование темы с преподавателем. По окончании «круглого стола» преподаватель комментирует и оценивает выступления студентов, принявших участие в обсуждении, по пятибалльной системе.
Решение задач. Приступая к решению задачи, студент прежде всего должен изучить ее содержание. Далее необходимо установить фактические обстоятельства дела, имеющие значение для решения задачи. После установления фактических обстоятельств дела выбираются и анализируются юридические нормы. При этом следует, прежде всего, обращать внимание на нормы арбитражного процессуального права. Решая задачи, надо руководствоваться также нормами материального права и ссылаться на соответствующие статьи федеральных законов. Следует использовать и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях и определениях, вынесенных по жалобам на несоответствие Конституции Российской Федерации отдельных норм арбитражного процессуального права; разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения арбитражного процессуального законодательства.
Ссылки на статьи закона должны быть точными (абзац, пункт, часть). В решении должны содержаться четкие ответы на все поставленные в условии задачи вопросы.
После выбора и анализа юридических норм необходимо дать их толкование. Завершающим этапом является решение и его оформление.
Пример задачи
Задача
Арбитражный суд назначил по делу предварительное судебное заседание, на которое не явилась сторона ответчика, при этом в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем его извещении о времени и месте проведения предварительного заседания.
Какое определение должен вынести суд?
Решение
В соответствии с ч. 1 ст. 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) в предварительном судебном заседании дело рассматривается с извещением сторон и других заинтересованных лиц о времени и месте его проведения. При неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика заседание проводится в их отсутствие.
Часть 4 ст. 137 АПК РФ предусматривает, что если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Стороны не были извещены надлежащим образом. Поэтому суд не мог проводить предварительное судебное заседание и должен был его назначить на другое время, известив стороны надлежащим образом.
Ответ
Согласно ч.1 ст. 136 АПК РФ проведение предварительного судебного заседания возможно только при условии извещения сторон. Поэтому суду надлежит вынести определение о назначении предварительного заседания на другое время.
Подготовка к составлению проектов процессуальных документов. Данный вид самостоятельной работы преследует цель приобретение студентами навыков составления процессуальных документов. Проекты процессуальных документов составляются при проведении практического занятия по темам № 11, 24.