Денежно-кредитная политика. Как мы уже знаем, денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе оказывается неэффективной с точки зрения воздействия на основные
Как мы уже знаем, денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе оказывается неэффективной с точки зрения воздействия на основные макроэкономические показатели, поскольку любые целенаправленные изменения объема денежной массы затем компенсируются в ходе интервенций Центрального банка на валютном рынке (при условии, что не проводится политика стерилизации). Ситуация принципиально меняется при режиме плавающего валютного курса. На рисунке 11.2 показаны результаты стимулирующей денежно-кредитной политики (увеличения предложения денег). Возросшее предложение денег приводит к увеличению совокупного спроса, и кривая LM сдвигается вправо до положения LM2. Непосредственными следствиями увеличения денежной массы становятся возрастание уровня дохода до i1снижение процентной ставки до i2 Более высокий уровень дохода стимулирует увеличение расходов на импортную продукцию, что ведет к возникновению дефицита торгового баланса. Одновременно происходит отток капитала из страны в ответ на снижение уровня национальной процентной ставки, становящийся ниже мировой, и по счету капитала также возникает отрицательное сальдо. Поскольку и текущий счет, и счет капитала изменяются в одном направлении, в результате общий платежный баланс сводится со значительным дефицитом.
Рисунок 11.2
При плавающем обменном курсе для устранения дефицита платежного баланса курс национальной валюты должен понизиться. Поскольку Центральный банк теперь не вмешивается в функционирование валютного рынка и позволяет обменному курсу свободно колебаться, то происходящее обесценение валюты стимулирует возрастание чистого экспорта, и следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса и дохода. Как и в рассмотренном выше случае стимулирующей бюджетно-налоговой политики, кривые ВР и IS сдвигаются вправо до тех пор, пока все три графика не пересекутся в одной точке С.
Итак, при плавающем валютном курсе денежно-кредитная политика становится эффективной с точки зрения воздействия на доход, а наличие международной мобильности капитала способствует повышению ее эффективности. Кроме того, что увеличение денежной массы способствует росту инвестиций и других компонентов внутреннего спроса, чувствительных к снижению процентных ставок, стимулирующая денежно-кредитная политика также поощряет и внешний спрос, а следовательно, экспорт в результате снижения стоимости национальной валюты. Обесценение валюты усиливается из-за понизившихся процентных ставок, оттока капитала и возрастания дефицита платежного баланса, что создает еще более благоприятные условия для роста чистого экспорта и совокупного дохода.
Отметим, что хотя ставка процента сначала снижается, а потом возрастает, она в новой точке внутреннего и внешнего равновесия С будет все же ниже своего первоначального значения (i1< i2). Чем это объясняется? Допустим, что первоначально сальдо счета капитала и текущего счета равны нулю. Если процентная ставка в конечном итоге превысит первоначальный уровень, то сальдо счета капитала вследствие притока капитала будет положительным, а чистый экспорт, соответственно, отрицательным (поскольку NX = —КА). Одновременно сократятся инвестиции, отрицательно зависящие от ставки процента. Если и инвестиции, и чистый экспорт сократятся, а потребление и государственные расходы экзогенно не изменялись, то совокупный доход также должен будет сократиться. Однако, как мы видели, доход возрос. Это оказалось возможным именно потому, что увеличились чистый экспорт и инвестиции, а новый уровень равновесной процентной ставки оказался ниже, чем был раньше.
Внешнеторговая политика
Стимулирующее воздействие на экономику может также оказать протекционистская внешнеторговая политика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целенаправленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует увеличению совокупного спроса. Как мы уже знаем, в условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, поскольку происходящие в ее результате изменения сальдо торгового и платежного баланса требуют вмешательства Центрального банка для поддержания курса национальной валюты, и последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода. Как меняются последствия внешнеторговой политики при плавающем валютном курсе?
На рисунке 11.3 показано, что воздействие государства на объемы внешней торговли так же, как в случае с фиксированным валютным курсом, изменяет величину совокупного спроса (сдвиг кривой /S вправо в положение IS). Одновременно меняется структура платежного баланса, так как увеличивается чистый экспорт (сдвиг кривой ВР вправо в положение ВР). Кроме того, возникает приток капитала в страну, поскольку рост совокупного спроса приводит к увеличению процентной ставки. В результате платежный баланс сводится с положительным сальдо (новая точка внутреннего равновесия В находится слева, или сверху от кривой ВР), что неизбежно подталкивает курс национальной валюты в сторону повышения. Однако теперь Центральный банк не вмешивается в функционирование валютного рынка, и обменный курс будет расти в той мере, в какой это будет необходимо для уравновешивания платежного баланса. По мере роста обменного курса национальной валюты экспорт будет сокращаться, а импорт увеличиваться. Другим словами, процессы в экономике пойдут в обратном направлении: после того, как чистый экспорт увеличился, он начнет уменьшаться, что в конечном итоге сдвинет кривые IS u ВР влево до их первоначального положения. Только в точке А сальдо платежного баланса будет равно нулю, прекратится рост обменного курса и будет восстановлено внутреннее и внешнее равновесие.
Рисунок 11.3
Таким образом, мы видим, что в условиях свободно плавающего валютного курса внешнеторговая политика не оказывает воздействия на доход, поскольку тенденция роста чистого экспорта в результате проведения протекционистских мер нейтрализуется снижением чистого экспорта, вызванным соответствующим ростом обменного курса валюты.