Интернационализация международной экономики.

Тема 2. Тенденции развития международной экономики.

Современный этап развития международной экономики.

Сравнительная характеристика МХ на рубеже 19-20 и 20-21 вв. Сходства: высокая степень участия национальных экономик в мирохозяйственных связях; высокая степень либерализации хозяйственной жизни внутри национальных экономик. Отличия: уровень экономического развития был ниже раньше, чем сейчас; уровень и качество жизни ниже, чем сейчас (увеличение потребления продовольствия, уровень грамотности); в отраслевой структуре мирового хозяйства раньше доминировало сельское хозяйство (60-70 %, а сейчас - 3-5 % мирового продукта), а сейчас доминирует промышленность и сфера услуг; отсутствие интеграционных объединений, международных организаций и ТНК на начальных этапах развития мирового хозяйства.

Основныетенденции развития современного МХ:

сохранение относительно стабильных темпов экономического роста;

повышение роли внешнеэкономического фактора в развитии национальных экономик;

усиление взаимозависимости национальных экономик;

усиление глобализации мирового хозяйства;

повышение роли сектора услуг;

развитие региональных интеграционных процессов;

постепенная нормализация методов межгосударственного сотрудничества по преодолению кризисных ситуаций;

повышение внимания к социальной сфере, в частности к образованию и здравоохранению;

обострение глобальных проблем.

Интернационализация международной экономики.

Термин «интернационализация» означает участие страны в мировом хозяйстве. Интернационализация – это процесс развития экономических связей в мире, когда национальная экономика одной страны выступает частью мирового хозяйственного процесса, который углубляется на основе МРТ. Национальные экономические проблемы всё чаще приобретают интернациональный характер. Экономический спад, инфляция, безработица из национальных проблем перерастают в межнациональные, даже мировые. Всё это оказывает сильное влияние на мировую экономическую ситуацию. Хотя уровень интернационализации национальных экономик в целом в МХ растёт, в различных регионах процесс интернационализации идёт с различной скоростью. Сейчас наиболее динамично и интенсивно это происходит в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Показателями интернационализации являются экспортная квота (отношение экспорта к ВВП страны); импортная квота (отношение импорта к ВВП страны); внешнеторговая квота ( отношение суммы экспорта и импорта к ВВП); доля экспорта страны в мировом экспорте; доля импорта страны в мировом импорте; стоимостной объём экспорта на душу населения; доля импорта в розничном товарообороте; объём накопленных иностранных инвестиций в стране по отношению к ВВП; доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны; объём внешнего долга страны по отношению к её ВВП; таможенные пошлины и таможенные тарифы на импортируемую продукцию; степень либеральности валютно-расчётных отношений; доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых в стране; численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы и др.

При интернационализации хозяйственной жизни и углублении разделения труда между странами наблюдается объективная тенденция ко всё большей открытости экономики. Так, интернационализация означает усиление открытости национальных экономик мира. К концу 20-го в. национальные экономики и мировое хозяйство тесно и глубоко переплелись и дополняют друг друга, они становятся всё более открытыми друг другу. Открытая экономика – это такая экономика, которая не может реализовать свою макроэкономическую политику, действуя изолированно от других стран; она активно участвует в международной торговле, международном движении капитала, валютно-расчётных операциях. Это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ в большинство отраслей и сфер.

Противоположным понятием является автаркия (закрытая экономика) – такое экономическое образование, которое действует по принципу самообеспеченности. Развитие такой экономики определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. Автаркия наблюдалась в фашистской Германии, СССР. Но после второй мировой войны явные автаркии стали уходить.

Основные выгоды от усиления открытости национальных экономик: усиление конкурентоспособности страны на мировом рынке; снижение издержек производства за счёт устранения таможенных барьеров; расширение рынков; приобщение к зарубежному прогрессивному опыту, достижениям НТП и др.

Однако эти преимущества имеют, как правило, сильные звенья национальных экономик. Многие же звенья национальных хозяйств (отстающие, незащищённые государством отрасли, мелкие хозяйства) в результате усиления взаимодействия с МХ оказываются в сложном положении: по ним ударяет иностранная конкуренция; их могут вытеснить с рынка расширяющие свою производственную деятельность ТНК, открытость национальных экономик ограничивает свободу в принятии государственных экономических решений.

Эти обстоятельства заставляют сопоставлять выгоды и проигрыши от участия страны в МРТ и учитывать их при выборе внешнеэкономической политики. Если стране внешнеэкономическая деятельность приносит явный выигрыш, она ориентируется на открытую экономику с либеральными рынками товаров и капиталов. Когда страна расценивает своё участие в МРТ как проигрышное, она может склоняться к автаркии.

В мире почти нет полностью открытых экономик. Поэтому говорят о более открытых или менее открытых экономиках. Даже слабые экономики не проводят политики автаркии. Их потребность в ускорении развития могла реализоваться через импорт современного оборудования и технологий, финансирование которого осуществляется за счёт выручки от национального экспорта. Эти страны принимают участие во внешней торговле, но ставят при этом барьеры для её негативных последствий. Политика открытой экономики с точки зрения долгосрочных перспектив сулит даже развивающимся странам значительные выгоды. Но в краткосрочном периоде она может обернуться потерями для неконкурентного национального капитала. При формировании механизма открытой экономики требуется серьёзное государственное вмешательство, чтобы не допустить бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях, ущемления национальных интересов. Проблема определения меры участия страны в МРТ, степени открытости её рынков для международной конкуренции остаётся актуальной. Это означает, что всё ещё сохраняются неполная либерализация национального рынка и соответствующая ей политика протекционизма, защищающая национального производителя от иностранной конкуренции.

Наши рекомендации