Сравнительная оценка конкурентного и чисто монопольного рынков

признаки рынка совершенной конкуренции:

-много продавцов и много покупателей;

-стандартизированная продукция, которая предлагается для продажи;

-невозможность влияния отдельного продавца на рыночную цену;

-абсолютная мобильность производственных ресурсов;

-полная рыночная информация: о ценах, технологии и возможной прибыли;

-каждая фирма имеет очень небольшую частицу общего выпуска продукции на рынке;

-вход на рынок и выход из него - свободные;

-отсутствие неценовой конкуренции.

Признаки монополистической конкуренции:

1.В области существует относительно большое количество фирм, любая из которых вырабатывает лишь небольшую частицу суммарного выпуска области, поэтому имеет ограниченные возможности влиять на рыночную цену, отсутствующая взаимная зависимость, тайный заговор фактически невозможная

2.На рынке покупаются-продаются дифференцированного блага, качественные характеристики которых отличаются от выработанного конкурентом.

3.Продавцы, устанавливая цены на свои товары или определяя объемы продажу не учитывают реакцию своих конкурентов.

Функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец или стандарт, с которым могут быть сопоставимые и по котором может быть оцененная эффективность реальной экономики. Так вот, исследование рынка совершенной конкуренции имеет особое теоретическое и практическое значения для раскрытия методологии познание вторых рыночных структур.

Потребности, их структура. Классификация и тенденции развития

Потребности – *способность человека к потреблению; *побудительный мотив действия людей с целью обеспечения необходимых условий жизни; *всякое состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти (или состояние удовлетворённости, которое он хочет продлить).

Потребности растут, они динамичны, видоизменяются в кол-ве и качестве.

Классификация потребностей:

1)общественные

2)экономические – это часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного пр-ва

3)абсолютные – идеальные потребности (желание обладать вещью), характеризуются безграничностью, связаны и возникают на базе научного прогресса и т.д.

4)действительные – реальная специфически историческая потребительскую силу общества и выступают как рациональные потребности, которое общество может удовлетворить.

Древо потребностей:

1.Материальные – пища, одежда/обувь, дом, благоустроенный быт, здоровье, здоровый образ жизни, работа

2.Духовные – образование, учёба, знания, воспитание, приобщение к к-ре, духовная к-ра, свобода слова и совести.

3.Социальные – труд, отдых, участие в управлении общест.жизнью, нормальная среда обитания, общение с природой.

Различают:

- первичные и вторичные

- постоянные (ежедневные предметы и

услуги) и временные (отдых, хобби)

- неотложные (оздоровление, воспитание

детей) и несрочные (турпоездки)

- индивидуальные и коллективные

В современный условиях потребности претерпели серьезные изменения. От материальной нужды в комфорте и безопасности покупатели переходят к более высокому уровню личного потребления.

Экономические блага и их классификация

Потребности и блага.

Теория трудовой ст-сти: ст-сть единицы товара определяется кол-вом общественно-необходимого труда, затраченного на пр-во этой единицы: единым источником ст-сти является живой труд.

Теория издержек пр-ва: ст-сть товара создаётся не только живым трудом, но и прошлым; цена определяется ценами ресурсов, использованных при пр-ве данного товара.

Т=с+v+m, с-прошлый труд.

Теория 3-х факторов: ст-сть является составной с доходов от 1труда, 2земли (рента), 3капитала (прибыль).

Теория предельной полезности (маржинализм): ст-сть определяется величиной полезного эффекта от потребления блага; речь идёт о полезности, которую приносит определённое кол-во данного блага.

Блага – всевозможные вещи, которые удовлетворяют человеческие потребности.

Экономические блага – внешние для человека блага, которые:

Блага имеют различные качества – много классификаций.

Общественные – не находятся в частной собственности, обеспечивают безопасность, жизнедеятельность, просвещение, образование, медобслуживание и т.д.

Взаимозаменяемые (субституты) – товары, отличающиеся отдельными качествами, ориентируясь на которые покупатели делают свой выбор; могут заменить друг друга.

Взаимодополняемые (комплементы) – не заменяют друг друга, не используются один без другого, совместно удовлетворяют одну потребность.

Наши рекомендации