Воздействие фискальной политики на предложение.
Оказывает ли фискальная политика воздействие на предложение? Сто ронники теории предложения считают, что сокращение налогов приводит не только к увеличению совокупного спроса, но и одновременно к росту объема предложения, что в итоге позволяет достигнуть большего объема производства и более низкого уровня цен.
6. Влияние внешнеэкономических факторов:
а) влияние непредвиденных международных изменений спроса – например, мы проводим стимулирующую фискальную политику, которая позволила увеличить совокупный спрос достаточно, чтобы обеспечить полную занятость. Но в это время начинает энергично расти экономика страны, являющейся нашим торговым партнером. В результате наш Xn быстро увеличивается, и совокупный спрос возрастает так, что начинается инфляция спроса;
б) эффект чистого экспорта, который основывается на том, что дискреционная фискальная политика оказывает влияние на процентную ставку, а та, в свою очередь, на курс отечественной валюты, что влияет на чистый экспорт и сводит на нет эффект от фискальной политики. Это видно по сведениям, приведенным в таблице:
Табл. 1.1 - Фискальная политика и воздействие чистого экспорта
Стимулирующая фискальная политика | Сдерживающая фискальная политика |
Проблема: спад, медленный рост ▼ | Проблема: инфляция ▼ |
Стимулирующая фискальная политика ▼ | Сдерживающая фискальная политика ▼ |
Более высокая внутренняя ставка процента ▼ | Снизившийся спрос на национальную валюту ▼ |
Возросший внешний спрос на отечественную валюту ▼ | Более низкая внутренняя ставка процента ▼ |
Рост курса отечественной валюты ▼ | Снижение курса национальной валюты ▼ |
Сокращение чистого экспорта ▼ | Увеличение чистого экспорта ▼ |
В результате: совокупный спрос снижается, что противодействует стимулирующей фискальной политике | В результате: совокупный спрос возрастает, что противодействует сдерживающей фискальной политике |
Государственный долг
Государственный долг – это накопленная сумма дефицитов и бюджетных излишков.
Существуют три концепции регулирования бюджета:
а) бюджет, балансируемый на ежегодной основе. Такой бюджет усугубляет колебания экономического цикла, так как в период спада для уменьшения дефицита необходимо проводить сдерживающую политику, а в период инфляции – стимулирующую;
б) циклически балансируемый бюджет. Поскольку подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по глубине, то бюджетные излишки короткого периода подъема не покроют дефицит периода спада;
в) функциональное финансирование. По этой концепции проблемы дефицита бюджета являются второстепенными, главная цель – ликвидация безработицы и инфляции.
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом реальных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищения и т. д. Государственный долг, как правило, измеряется в процентах от ВНП. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Последствия размещения долговых обязательств внутри страны и среди иностранных кредиторов, совершенно различны.
Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств. Долг граждан страны самим себе – одновременно является и общественным активом. Однако, распределение собственности на правительственные облигации является неравномерным. Значительная их часть концентрируется у наиболее состоятельных людей. Поэтому выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах.
Негативным последствием долга является также то, что займы на внутреннем рынке увеличивают процентную ставку. Это ведет к снижению инвестиций, а также сокращению экспорта, так как приток капитала в страну, вызванный высокой ставкой процента, ведет к росту валютного курса.
Несмотря на значительный внутренний долг, государство не может обанкротиться, так как правительство имеет возможность устанавливать налоги и выпускать новые деньги. Кроме того, правительство может не погашать долг, а только рефинансировать его. Таким образом, основная тяжесть долга сводится к выплате процентов по выпущенным займам.
Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Внешний долг является безусловным бременем. Выплата основной суммы долга и процентов требует передачи части нашего реального выпуска продукции в распоряжение других стран. Погасить внешний долг правительство может за счет:
· увеличения налогов;
· увеличения выпуска продукции;
· продажи активов.
Увеличение налогов приведет к снижению выпуска продукции, так как снизится само желание работать.
Таким образом, существуют две основные причины того, почему государственный долг может стать серьезной проблемой. Во-первых, рост государственного долга может сократить запас капитала в экономике. Тот, кто владеет ценными бумагами правительства, мог бы финансировать инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины, а это значит, что потенциальный выпуск продукции будет меньше, что в свою очередь приведет к снижению уровня жизни в будущем. Вытеснение инвестиций происходит также и вследствие роста ставки процента, вызванного финансированием дефицита. Сокращения производственного потенциала экономики можно избежать, если правительственные расходы имеют вид вложений инвестиционного характера. Не вызывает существенного эффекта вытеснения рост государственных закупок, если экономика находится в состоянии спада.
Вторая причина – инфляция, которая может возникнуть, если правительство будет финансировать дефицит бюджета за счет выпуска новых денег.
Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика, прежде всего, находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.