Воздействие фискальной политики на предложение.

Оказывает ли фискальная политика воздействие на предложение? Сто ронники теории предложения считают, что сокращение налогов приводит не только к увеличению совокупного спроса, но и одновременно к росту объема предложения, что в итоге позволяет достигнуть большего объема производства и более низкого уровня цен.

6. Влияние внешнеэкономических факторов:

а) влияние непредвиденных международных изменений спроса – на­пример, мы проводим стимулирующую фискальную политику, которая позво­лила увеличить совокупный спрос достаточно, чтобы обеспечить полную заня­тость. Но в это время начинает энергично расти экономика страны, являющейся нашим торговым партнером. В результате наш Xn быстро увеличивается, и со­вокупный спрос возрастает так, что начинается инфляция спроса;

б) эффект чистого экспорта, который основывается на том, что дис­креционная фискальная политика оказывает влияние на процентную ставку, а та, в свою очередь, на курс отечественной валюты, что влияет на чистый экс­порт и сводит на нет эффект от фискальной политики. Это видно по сведениям, приведенным в таблице:

Табл. 1.1 - Фискальная политика и воздействие чистого экспорта

Стимулирующая фискальная политика Сдерживающая фискальная политика
Проблема: спад, медленный рост ▼ Проблема: инфляция ▼
Стимулирующая фискальная поли­тика ▼ Сдерживающая фискальная политика ▼
Более высокая внутренняя ставка процента ▼ Снизившийся спрос на националь­ную валюту ▼
Возросший внешний спрос на отечественную валюту ▼ Более низкая внутренняя ставка про­цента ▼
Рост курса отечественной валюты ▼ Снижение курса национальной ва­люты ▼
Сокращение чистого экспорта ▼ Увеличение чистого экспорта ▼
В ре­зультате: совокупный спрос снижается, что противодействует стимулирующей фискальной политике В результате: совокупный спрос возрастает, что противодейст­вует сдерживающей фискальной политике

­

Государственный долг

Государственный долг – это накопленная сумма дефицитов и бюджетных излишков.

Существуют три концепции регулирования бюджета:

а) бюджет, балансируемый на ежегодной основе. Такой бюджет усугуб­ляет колебания экономического цикла, так как в период спада для уменьшения дефицита необходимо проводить сдерживающую политику, а в период инфля­ции – стимулирующую;

б) циклически балансируемый бюджет. Поскольку подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по глубине, то бюджетные излишки корот­кого периода подъема не покроют дефицит периода спада;

в) функциональное финансирование. По этой концепции проблемы дефи­цита бюджета являются второстепенными, главная цель – ликвидация безрабо­тицы и инфляции.

Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом реальных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию во­енно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроиз­водственных расходов, потерь, хищения и т. д. Государственный долг, как пра­вило, измеряется в процентах от ВНП. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается си­туация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По­следствия размещения долговых обязательств внутри страны и среди иностран­ных кредиторов, совершенно различны.

Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непо­гашенных долговых обязательств. Долг граждан страны самим себе – одновре­менно является и общественным активом. Однако, распределение собственно­сти на правительственные облигации является неравномерным. Значительная их часть концентрируется у наиболее состоятельных людей. Поэтому выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах.

Негативным последствием долга является также то, что займы на внут­реннем рынке увеличивают процентную ставку. Это ведет к снижению инве­стиций, а также сокращению экспорта, так как приток капитала в страну, вы­званный высокой ставкой процента, ведет к росту валютного курса.

Несмотря на значительный внутренний долг, государство не может обан­кротиться, так как правительство имеет возможность устанавливать налоги и выпускать новые деньги. Кроме того, правительство может не погашать долг, а только рефинансировать его. Таким образом, основная тяжесть долга сводится к выплате процентов по выпущенным займам.

Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Внешний долг является безусловным бременем. Выплата основной суммы долга и процентов требует передачи части нашего реального выпуска продукции в распоряжение других стран. Погасить внешний долг правитель­ство может за счет:

· увеличения налогов;

· увеличения выпуска продукции;

· продажи активов.

Увеличение налогов приведет к снижению выпуска продукции, так как снизится само желание работать.

Таким образом, существуют две основные причины того, почему госу­дарственный долг может стать серьезной проблемой. Во-первых, рост государ­ственного долга может сократить запас капитала в экономике. Тот, кто владеет ценными бумагами правительства, мог бы финансировать инвестиции в физи­ческий капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не уве­личиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капи­тал относительно его потенциальной величины, а это значит, что потенциаль­ный выпуск продукции будет меньше, что в свою очередь приведет к снижению уровня жизни в будущем. Вытеснение инвестиций происходит также и вследст­вие роста ставки процента, вызванного финансированием дефицита. Сокраще­ния производственного потенциала экономики можно избежать, если прави­тельственные расходы имеют вид вложений инвестиционного характера. Не вызывает существенного эффекта вытеснения рост государственных закупок, если экономика находится в состоянии спада.

Вторая причина – инфляция, которая может возникнуть, если правитель­ство будет финансировать дефицит бюджета за счет выпуска новых денег.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны ста­раются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика, прежде всего, находит выражение в из­менениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инве­стиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Наши рекомендации