Порядок установления норм труда
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».
Данное определение заработной платы указывает, прежде всего, на возмездный характер трудовых отношений между работником и работодателем. Заработная плата - это вознаграждение за труд.
При этом заработная плата является одним из квалифицирующих признаков трудовых отношений, отличающих их от иных правоотношений и, прежде всего, от гражданско-правовых. Данное разграничение имеет большое практическое значение для квалификации правоотношений как трудовых в условиях, когда некоторые работодатели оформляют фактически трудовые отношения гражданско-правовым договором с целью снизить платежи по единому социальному налогу и уйти от гарантий и льгот, предусмотренных для работников трудовым законодательством.
Обратите внимание!
В случаях, когда установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения, то к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. При этом, как указывает законодатель в статье 11 ТК РФ, такая переквалификация договора возможна только в судебном порядке.
По трудовому договору вознаграждение за труд выплачивается в форме заработной платы.
В гражданско-правовых отношениях по гражданско-правовому договору устанавливается по соглашению сторон цена (статья 424 ГК РФ).
Заработная плата тоже устанавливается по соглашению сторон трудовым договором (статья 135 ТК РФ), но с учетом действующих у данного работодателя системами оплаты труда и не ниже гарантированного государством МРОТ.
Отсюда выделим наиболее существенные признаки заработной платы:
1) заработная плата - это квалифицирующий признак трудовых отношений;
2) своевременная и в полном размере выплата работнику заработной платы - это одна из основных обязанностей работодателя (статьи 22, 56 ТК РФ);
3) заработная плата - это вознаграждение работнику за выполнение им трудовой функции (работы по должности, профессии, специальности; конкретного вида поручаемой работнику работы), одно из основных правомочий работника (статья 21 ТК РФ);
4) правовые основы регулирования заработной платы установлены ТК РФ (порядок, сроки, форма выплаты заработной платы и другое);
5) заработная плата - это вознаграждение за индивидуальный труд работника, выплачиваемое на систематической основе;
6) заработная плата максимальным размером не ограничивается и определяется на основе установленных у данного работодателя тарифных ставок, окладов (должностных окладов), но ниже МРОТ.
Исходя из определения заработной платы, приведенного в 129 статье ТК РФ, можно выделить ее составные части. Структуру заработной платы образуют следующие ее части:
1. основная (постоянная) часть заработной платы;
2. компенсационные выплаты;
3. стимулирующие выплаты.
Основная часть заработной платы устанавливается на основе действующей у данного работодателя системы оплаты труда и не может быть менее установленного федеральным законом МРОТ. При этом заработная плата (ее основная часть) работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников (статья 144 ТК РФ).
Основная часть заработной платы является ее постоянной составляющей, она не зависит от полученной прибыли, объема продаж и прочих показателей. Основная часть заработной платы начисляется за фактически отработанное время или фактически выполненную работу по тарифным ставкам, должностным окладам.
Устанавливая основную часть заработной платы, работодатель должен руководствоваться следующими принципами, определенными в 129 и 132 статьях ТК РФ: заработная плата каждого работника должна зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
При этом работодатель должен помнить, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статьи 3, 132 ТК РФ). За труд равной ценности работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату (статья 22 ТК РФ).
В ТК РФ по-прежнему отсутствуют такие понятия, как компенсационные и стимулирующие выплаты, определяющие перечень выплат, которые к ним относятся и входят в состав заработной платы, также отсутствуют общие определения надбавок и доплат, которые разграничивали бы эти понятия.
Изменения, внесенные в статью 129 ТК РФ, уточнили перечень компенсационных выплат - это «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению», но при этом оставили его открытым - «и иные выплаты компенсационного характера».
Согласно статье 164 ТК РФ компенсации - это «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами».
Данное определение связывает компенсации не только с выполнением работником трудовых, но и иных обязанностей. Исходя из положения статьи 164 ТК РФ, к компенсационным выплатам можно отнести также и денежные выплаты, предусмотренные в разделе VII «Гарантии и компенсации».
На наш взгляд, поскольку на законодательном уровне не получил уточнения вопрос о том, какие именно компенсационные выплаты относятся к заработной плате, то его разрешение следует относить к локальному уровню регулирования оплаты труда, то есть в коллективном договоре, локальных нормативных актах работодателя, а также непосредственно в трудовом договоре.
Ряд компенсационных выплат установлен законодательно, их выплата - обязанность работодателя:
а) за выполнение работ в особых условиях (труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, труд на работах в местностях с особыми климатическими условиями) (статья 146 ТК РФ);
б) за труд на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (статья 129 ТК РФ);
в) за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, труд при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (статья 149 ТК РФ);
Конкретные размеры компенсационных выплат определяются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором и не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Кроме того, ТК РФ предусмотрена повышенная оплата труда лицам, работающим вахтовым методом, и лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях путем введения в состав заработной платы следующих выплат:
¨ лицам, работающим вахтовым методом, предусмотрена надбавка за вахтовый метод работы: «за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно» (302 ТК РФ);
¨ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (315 ТК РФ).
Окончание примера.
Основная цель компенсационных выплат - возмещение дополнительных трудозатрат работника, которые связаны с режимом работы, условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда.
Они начисляются дополнительно к должностным окладам и тарифным ставкам.
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) - это переменная часть заработной платы, которая может зависеть от полученной прибыли, от индивидуального вклада работника в результат хозяйственной деятельности и так далее.
Конкретные критерии, размеры, сроки и условия премирования устанавливаются системой премирования, принятой у конкретного работодателя.
Согласно 135 статье ТК РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом локальные нормативные акты (например, Положение о премировании), устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Следует отметить, что если премия и иные поощрительные выплаты, предусмотрены системой оплаты труда, то у работодателя возникает обязанность их выплатить, а у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплаты данных стимулирующих выплат.
Таким образом, работодатель, выплачивая работникам премии и иные стимулирующие выплаты за фактически отработанное время, выполняет свои обязательства по оплате их труда.
Следует отметить, что трудовое законодательство не проводит четкого разграничения между понятиями «премия» «доплата» и «надбавка».
В соответствии со статьей 22 ТК РФ к правомочиям работодателя отнесено право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
В соответствии со статьей 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Кроме того, в соответствии со статьей 191 ТК РФ работодатель может поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе выдавать премию.
То есть в соответствии со статьей 129 ТК РФ к стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. А на основании положений статей 22, 57, 129, 191 ТК РФ премии, доплаты и надбавки являются также и поощрительными выплатами.
Премии и иные стимулирующие выплаты в отличие от большинства компенсационных выплат на законодательном уровне не регулируются, их выплата - это право работодателя.
Таким образом, стимулирующие выплаты как часть заработной платы можно охарактеризовать как денежные выплаты за достижение определенных результатов в труде. Основная цель применения систем доплат, надбавок стимулирующего характера и систем премирования направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по тарифным ставкам и окладам.
При этом премии можно подразделить на две группы:
а) Премии, входящие в систему оплаты труда.
Право на получение данной премии у работника, и соответственно обязанность ее выплаты у работодателя, возникает при условии достижения конкретных показателей, заранее обусловленных системой премирования. В противном случае право на премию не возникает.
б) Премии, не предусмотренные системой оплаты труда.
Данные премии имеют характер разового поощрения по одностороннему усмотрению работодателя и выплачиваются, как правило, нерегулярно, кроме того, не связаны с конкретными достижениями в труде. В данном случае поощрительное премирование является правом, а не обязанностью работодателя, поэтому его условия определяются им самостоятельно и не требуют наличия заранее формализованного основания.
Следует обратить внимание на то, что если компенсационные и стимулирующие выплаты согласно действующему законодательству включаются в заработную плату работника (статья 129 ТК РФ), то и все условия по выплате заработной платы (сроки, ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы в срок, проценты (денежная компенсация) за неуплату в срок заработной платы) также распространяются на них.
Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет стимулировать результаты труда и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда и готовой продукции, необходимую рентабельность и прибыльность продукции.
Организация заработной платы на предприятии осуществляется с целью:
- стимулирования решения поставленных перед коллективом задач;
- обеспечения соответствия между величиной оплаты и трудовым вкладом работника в результаты хозяйственной деятельности предприятия, т.е. установления соответствий между мерой труда и мерой потребления;
- повышения качества работы и эффективности труда работающих;
- содействия повышению квалификации, росту творческой активности и развитию способностей работников;
- обеспечения роста удовлетворенности трудом, его условиями и результатами.
Общий уровень оплаты труда на предприятии может зависеть от следующих основных факторов:
- результатов хозяйственной деятельности предприятия, уровня его прибыльности;
- кадровой политики предприятия;
- уровня безработицы в регионе, области, среди работников соответствующих специальностей;
- влияния профсоюзов, конкурентов и государства;
- политики предприятия в области связей с общественностью и др.
Исключительно важная роль заработной платы в функционировании экономики обусловлена тем, что она может одновременно и одинаково эффективно выполнять ряд общественно значащих функций. Слово «функция» латинского происхождения и означает назначение, сферу деятельности, роль. Итак, функция заработной платы – это ее назначение и роль как составной сферы практической деятельности по согласованию и реализации интересов главных субъектов социально-трудовых отношений – наемных работников и работодателей.
Основными функциями заработной платы являются: воспроизводственная, стимулирующая, регулирующая и социальная (рисунок).
Воспроизводственную функцию заработная плата выполняет как основной источник доходов населения. Размеры заработной платы должны обеспечивать обновление трудоспособного населения, развитие его физических и духовных сил на основе постоянного развития производства и повышения жизненного уровня населения.
Реализация воспроизводственной функции заработной платы предусматривает установление норм оплаты труда на таком уровне, который обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы соответствующей квалификации и одновременно позволяет применять обоснованные нормы труда, которые гарантируют собственнику получение необходимого результата хозяйственной деятельности.
Стимулирующая функция заработной платы проявляется в том, что возможный уровень оплаты труда должен побуждать работника к наиболее эффективным действиям на его рабочем месте. Стремление человека улучшить свое благосостояние, удовлетворить разные потребности побуждает его к активной трудовой деятельности, повышению качества своей рабочей силы, и полной реализации своего трудового потенциала, большей результативности работы. При таких условиях заработная плата может стать основным фактором мотивации высокоэффективной работы через установление непосредственной зависимости заработной платы от количества и качества работы.
Регулирующая функция оплаты труда реализует принцип дифференциации уровня заработка в соответствии со специальностью и квалификацией персонала, важностью и сложностью трудовых задач. Эта функция обуславливает влияние заработной платы на соотношение между спросом и предложением, на формирование персонала предприятий, уровень его занятости, а также на межотраслевую дифференциацию заработной платы.
Социальная функция заработной платы направлена на обеспечение одинаковой оплаты за одинаковую работу; она должна сочетать государственное и договорное ее регулирование, а также реализовывать принцип социальной справедливости по отношению к получению собственного дохода.
МРОТ
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.
В соответствии с Федеральным «О минимальном размере оплаты труда»» с 1 июля 2016 года в сумме размер МРОТ составляет 7500 рублей в месяц. Несмотря на то, что размер МРОТ повышен с 4 611 рублей(2011 год) в месяц до 7500 рублей в месяц, он по-прежнему ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Если работник полностью отработал в течение месяца норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности), то его заработная плата за месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
После изменений, внесенных в ТК РФ в 2007 году, в практике актуальным стал вопрос о том, что включается в состав минимального размера оплаты труда. От решения этого вопроса зависит, может ли оклад работника быть меньше установленного федерального МРОТ (при условии, что вся сумма заработной платы оказывается не ниже МРОТ), или нет.
Позиция Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1160-О-О) состоит в том, что в структуру МРОТ включаются все элементы заработной платы (тарифные ставки, должностные оклады, стимулирующие выплыты, компенсационные выплат и социальные выплаты), поэтому «допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера (ниже МРОТ)».
Верховный Суд Российской Федерации в настоящее время придерживается иной позиции. Согласно Определениям Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.04.2011 № 4-В11-4 и от 29.04.2011 № 3-В11-5 компенсационные выплаты, причитающиеся работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы), должны выплачиваться сверх МРОТ, в то время как остальные составные части заработной платы по-прежнему следует учитывать в структуре МРОТ. В судах общей юрисдикции преобладает именно такая позиция.
С учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации может устанавливаться региональный размер минимальной заработной платы, который применяется для регулирования оплаты труда работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение официально публикуется вместе с текстом данного соглашения.
Если работодатель не хочет присоединяться к данному соглашению, он должен в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате предоставить
в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению. Если мотивированный отказ не предоставлен, то соглашение считается распространенным на этого работодателя со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению им. К отказу работодатель должен приложить протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, на указанное соглашение распространяется в порядке, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться "Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации".
"Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации" может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
"Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации" устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
"Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации" не может быть ниже "Минимального размера оплаты труда в Российской Федерации", установленного федеральным законом.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном "статьей 47" Трудового Кодекса.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с "частями третьей" и "четвертой" статьи 48 Трудового Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном "частями шестой" - "восьмой" статьи 133.1 Трудового Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
МРОТ в Крыму с 1 апреля 2016 года Законодательство Крыма не содержит жесткого требования об установлении размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения республики. Действующая в настоящее время величина МРОТ в Крыму установлена Соглашением о минимальной заработной плате от 24.08.2015 между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым. Этим соглашением для организаций внебюджетного сектора Крыма установлен МРОТ в размере 7042 рублей в месяц.
Расчет пособий с 1 июля 2016 года Соглашение вступило в силу со дня публикации - 26 августа 2015 года. Если зарплата работников меньше минимума, установленного соглашением, ее надо увеличить и пересчитать начиная с этой даты. Напомним, зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда, не должна быть меньше МРОТ (ст. 133 ТК РФ). Если сотрудники получают меньше, значит, надо подписать соглашения с новыми окладами и пересчитать выплаты с процентами (ст. 236 ТК РФ). Для государственных и муниципальных учреждений Крыма МРОТ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Согласно последней редакции этого закона, размер МРОТ - 6204 рубля (МРОТ с 1 июля 2016 года в России и Крыму - 7500 рублей). С 1 апреля 2016 года МРОТ в Крыму не повышался и составляет сейчас 7042 рубля. При этом компания вправе принимать локальные нормативные акты, которые не ухудшают положение работника в зарплате.
МРОТ Севастополь 2016 Региональное соглашение о МРОТ в г. Севастополе принято трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 18 ноября 2015 года. Согласно документу, в 2016 году размер МРОТ в г. Севастополе составляет 7343 рубля. МРОТ Крым и Севастополь 2016 Регион Размер МРОТ 2016
Крым 7042 руб. 6204 руб. (для государственных и муниципальных учреждений)
Севастополь 7343 руб. 6204 руб.(для государственных и муниципальных учреждений)
Нормы труда!!
Нормирование труда представляет собой установление норм выработки в расчете на одного работника. Рассмотрим, какие нормы труда предусмотрены трудовым законодательством РФ.
Разновидности норм труда
В соответствии со статьей 160 Трудового кодекса (ТК) нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительства от 11.11.02 №804 (Постановление 804).
Нормы выработки - это установленные в организации показатели в натуральных величинах (штуках, единицах, метрах.), выполнение которых должно быть обеспечено данным конкретным работником или группой работников за единицу рабочего времени (за час, за смену, за квартал).
Применение норм выработки возможно тогда, когда характер выполняемой работы позволяет измерять количество изготовленного, обработанного, реализованного за конкретный учетный период.
Нормы времени позволяют определить величину затрат рабочего времени (в человекоднях, в часах), необходимых для выполнения определенных производственных, технологических, иных операций. Нормы времени устанавливаются самим работодателем как для отдельных работников, так и для группы работников (бригад, коллектива филиала).
Нормы обслуживания применяются в отношении работников, занятых обслуживанием клиентов (например, оказанием аудиторских или консультационных услуг) либо обслуживанием других структурных подразделений данного предприятия (например, техническим обслуживанием компьютеров и оргтехники специальной группой).
Нормы численности - профессионально-квалификационный состав работников, который необходим для определенного объема работ в организации.
Порядок установления норм труда
Согласно Постановлению 804 типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики. Типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Минтруда. Типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минтруда. Типовые нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения.
По усмотрению самого работодателя могут составляться укрупненные или комплексные нормы труда. При этом принципы их составления могут быть различными:
- берутся нормы труда индивидуального работника и в зависимости от числа работающих в бригаде лиц пропорционально увеличиваются;
- нормы составляются с учетом не только индивидуальных нормативов, численности работников, но и сложности работ, их различной характеристики, коллективных усилий, более полного использования оборудования, техники.
Согласно статье 160 ТК нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.
Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца (статья 162 ТК).