Виды экономического анализа и их классификация
Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.
1. По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на:
Ø отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики.
Ø межотраслевой,который является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях национальной экономики.
2. По признаку времени анализ подразделяется на:
Ø Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций.
Ø Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов.
2.1. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:
ü Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки. Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.
ü Итоговый (заключительный)анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период.
2.2. Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонтаделится на:
ü краткосрочный анализ охватывает период до одного года;
ü долгосрочный анализ— свыше года.
3. По пространственному признаку можно выделить:
Ø Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.
Ø Межфирменный анализ сравнивает результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
4. По функциональному признаку, роли и задачам, которые выполняет анализ, выделяют:
Ø Финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости.
Ø Управленческий анализ проводят с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства.
Ø Технико-экономический анализ- его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.
Ø Социально-экономический анализ - изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
Ø Экономико-статистический анализприменяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
Ø Экономико-экологический анализпроводят с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Ø Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Ø Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
Ø Функционально-стоимостный анализ исследуетфункции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.
Ø Логистический анализ, с его помощью исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков.
5. По методике изучения объектовразличают:
Ø Качественный анализ— это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.
Ø Количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Ø Экспресс-анализпредставляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.
Ø Фундаментальный анализпредставляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Ø Маржинальныйанализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Ø Экономико-математический анализ способствует выбору наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
6. По субъектам (пользователям анализа)различают:
Ø Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.
Ø Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
7. По степени охвата изучаемых объектованализ делится на:
Ø Сплошной анализ, выводы по результатам делаются после изучения всех без исключения объектов;
Ø Выборочный анализ— по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
8. По содержанию программы анализ может быть:
Ø Комплексный анализ,при которомдеятельность предприятия изучается всесторонне;
Ø Тематический анализ— только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.