Типы, виды и модели экономического роста.
В экономической теории выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
1. При экстенсивном типе увеличение объема производства достигается за счет использования большего количества прямых факторов предложения. При этом типе роста сохраняются постоянные пропорции между темпами роста объема производства и общими издержками на его создание. Это означает, что эффективность производства не изменяется.
2. При интенсивном типе увеличение объема производства достигается за счет качественного совершенствования и лучшего использования следующих прямых факторов предложения:
- новых технологий;
- НТП;
- повышения производительности труда;
- использования более квалифицированной рабочей силы;
- экономии ресурсов.
При этом типе роста темпы роста объема производства будут превышать темпы изменения общих издержек производства, то есть будет расти эффективность производства.
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
Совокупный спрос и его факторы.
Совокупный спрос - общий спрос на товары и услуги в стране, который может быть предъявлен при данном уровне цен, или это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии высокого уровня инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объёма выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет, в основном, рост цен.
AD- совокупный спрос.
Структура совокупного спроса:
1) спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги (С);
2) спрос предпринимателей на инвестиционные товары (I);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4) спрос на чистый экспорт (разница между объемами экспорта и импорта) (Xn).
AD=C+I+G+Xn.
Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке.
Движение вдоль кривой АД показывает изменение величины совокупного спроса, а изменение совокупного спроса будет происходить при смещении кривой АД вправо или влево.
Факторы совокупного спроса.
Ценовые факторы.
Движение вдоль кривой АД показывает изменение величины совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения И.Фишера.
M×V = P×Q.
Из этой формулы получим: а
Отрицательный наклон кривой АД объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, М/Р, а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.
Существенное влияние на уровень совокупного спроса оказывают: эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных товаров.
1. Эффект процентной ставки, эффект Кейнса состоит в том, что, чем выше ставка процента, тем ниже спрос на инвестиционные ресурсы. Удорожание кредита приведёт также к сокращению потребительских расходов на товары длительного пользования.
2. Эффект богатства, эффект Пигу проявляется в изменении реальной стоимости и покупательной активности финансовых активов и доходов населения. Снижение цен будет способствовать росту реальных доходов и росту совокупного спроса. Повышение цен будет снижать покупательную способность домашних хозяйств и совокупный спрос.
3. Эффект импортных товаров (закупок) - если цены на товары внутри страны растут, то их экспорт сокращается. Вместе с тем увеличивается спрос на более дешёвые импортные товары. В результате объем чистого экспорта уменьшится, как и совокупный спрос.
Неценовые факторы (детерминанты) - действуют при данном фиксированном уровне цен. Графически это может быть представлено смещением кривой совокупного спроса вправо, когда совокупный спрос увеличивается, и влево, когда совокупный спрос уменьшается.
1. Потребительские расходы, которые зависят:
а) от благосостояния потребителей (чем выше благосостояние, тем выше совокупный спрос);
б) ожидания потребителей, связанные с прогнозом изменения их дохода;
в) задолженности потребителей (чем больше задолженность, тем меньше совокупный спрос и наоборот);
г) налогов, чем выше налоги, тем меньше совокупный спрос и наоборот.
2. Различные формы инвестиционных расходов, которые зависят от:
а) изменения процентных ставок;
б) ожидаемой прибыли от инвестиций;
в) налогов с предприятий;
г) новых технологий, которые приводят к росту инвестиционных расходов и росту АД;
д) наличия избыточных мощностей (это приводит к снижению совокупного спроса.
3. Государственные расходы, чем они выше, тем выше совокупный спрос и наоборот.
4. Расходы на чистый экспорт, чем они выше, тем выше совокупный спрос.
5. Размеры национального дохода стран-экспортеров.
6. Изменение валютных курсов. Если курс собственной валюты возрастает, то страна может больше закупать импортных товаров, и меньше продавать своих. В результате чистый экспорт сокращается.