Управление кризисным предприятием: цель, задачи, особенности
Кризисы в деятельности конкретного предприятия могут совпадать и не совпадать с ритмами общего экономического развития. Они зависят от общего цикла, но могут иметь и свой собственный цикл. Системный кризис обязательно отражается на отдельном предприятии, но в каждом конкретном случае отражается по-разному.
Ясное понимание причин кризиса помогает наметить адекватные меры его предупреждения и преодоления. Применительно к конкретной организации причины кризиса обычно подразделяют на объективные и субъективные, внутренние и внешние. Это позволяет классифицировать кризисы на управляемые, частично управляемые и неуправляемые, выработать стратегию и тактику выживания. Следует отметить, что жесткой границы между объективными и субъективными причинами кризисов нет. К субъективным причинам можно отнести те, которые в большей степени подвержены воздействию и управлению, которые могут быть устранены в краткосрочной перспективе; к объективным — те, которые складываются под воздействием многих разнонаправленных факторов, их устранение и смягчение возможно, но не в ближайшей перспективе, не только и не столько силами самой организации [34, с 31-40]. В агрегированном виде классификация причин кризисов организации представлена в табл. 1.1, представленной в приложении 1.
Внешние факторы формируются макросредой, окружающей предприятие. Как правило, отдельное предприятие не оказывает на них влияния или это влияние незначительно. Лишь очень крупные корпорации, удельный вес продаж которых на внешнем и внутреннем рынке значителен, играют определенную роль в формировании внешних факторов и степени их влияния на экономическую среду.
На отдельно взятое предприятие перечисленные внешние факторы оказывают различное влияние. В каждом конкретном случае целесообразно выделить группу таких факторов и попытаться адаптироваться к ним. Следует отметить, что гораздо легче приспособиться к группе субъективных факторов, чем объективных.
Среди перечисленных причин возникновения кризисов на предприятии осталась нерассмотренной отдельная специфическая группа причин, связанная с технологиями ведения конкурентной борьбы в рыночной экономике. Уже около 200 лет назад в США и в Европе возникло такое направление, как Crisis management (кризис-менеджмент), под которым понимается технология создания кризисных ситуаций у конкурентов. И число основных наступательных задач данной технологии входят захват новых рынков с вытеснением с них конкурентов, доведение конкретного конкурента до банкротства, поглощение фирмы-конкурента. Сюда же относятся задачи лоббирования через органы власти — получение государственных заказов, концессий, льгот и т. п [13, с 123-125].
По сути, это задачи обнаружения и срыва кризисных программ конкурентов, недопущения вытеснения с занятых рынков, попыток доведения до банкротства, захвата контрольного пакета акций н т. п. Методы обнаружения этих технологий (подобных намерений конкурентов) и оказания им противодействия относятся к общим стратегическим задачам фирмы, зачастую осуществляются через PR-акции и в данной работе подробно не рассматриваются.
Все перечисленные факторы являются общими для большинства стран с развитой экономикой.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. (с изм. от 27 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. (с изм. от 18 июля 2006 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 43. - Ст. 4190; 2006. - № 30. - Ст. 3292.
3. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 26. – Ст. 2664.
4. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-р // Экономика и жизнь. – 1994. - № 44.
5. Арасланов КМ. Пособие руководителю и менеджеру. Краснодар: Краснодарский политехи, ин-т, 1989.
6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: Финансы и статистика, 1996.
7. Бобровников Г.Н., Клебанов А.И. Прогнозирование и управление техническим уровнем и качеством продукции: Учеб.пособие. М.: Изд-во стандартов, 1984.
8. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). Кн. 1—2. М.: Экономика, 1989.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник, 2-е изд. М.: Гардарика, 1996.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.
11. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. UNDP, M.: "Права человека", 2000.
12. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ.
М.: Издательский дом "Вильяме", 2000.
13. Елисеев В.А. Научные основы управления промышленным
предприятием. Донецк: Донецкий гос. ун-т, 1971.
14. Ельцин Б.Н. Россия на рубеже эпох. Ежегодное послание
Президента Федеральному Собранию // Российская газета, 31 марта 1999 г.
15. Законы Российской Федерации "О стандартизации",
"О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей"
16. Закон Российской Федерации "Об образовании".
17. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Логос, 2000.
18. Инновационный менеджмент: Справоч. пособие / Под
ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева и Л.Э. Миндели. СПб.: Наука, 1998.
19. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие для
вузов / Под ред. Н.Ш. Кремера. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
20. Конкурентное право Российской Федерации: Учеб.пособие для вузов / Н.В. Васильев, Ю.Ю. Горячева, Н.Г. Доронина и др. М.: Логос, 1999.
21. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Пер. с англ. О.А. Третьяк, ЛЛ. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999.
22. Концепция государственной политики Российской Феде
рации в области международного научно-технического сотрудничества. Приказ Министерства науки и технологий Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. № 25.
23. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832.
24. Концепция научной, научно-технической и инновационной политик в системе образования Российской Федерации на 2001—2005 годы. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 июня 2000 г. № 1705.
25. Концепция национальной безопасности Российской Феде
рации (ред. от 10 января 2000 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2000. № 2.
26. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга.
3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000.
27. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская
перспектива / Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
28. Лифиц ИМ. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001.
29. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. 2-е изд.,
перераб. и доп. Ж: ИНФРА-М, 2000.
30. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 2000.
31. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов. Информэлектро, 1994; М.: Экономика, 2000.
32. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебник. М.:
Центр экономики и маркетинга, 1998.
33. Новицкий Н.И. Основы менеджмента. Организация и планирование производства (Задачи и лабораторные работы). М.:
Финансы и статистика, 1998.
34. Об использовании результатов научно-технической деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982.
35. О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1460.
36. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Экономика, 1998.
37. О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №"751.
38. Основные мероприятия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 г. Распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2000 г. № 1072-р.
39. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2001—-2010 годы) // Высшее образование сегодня. 2001. № 1.
40. О формировании федеральных центров науки и высоких
технологий. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 651.
41. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский
дом "Вильяме", 2001.
42. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М.К. Тутушкиной. М.: Филинъ, 1996.
43. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 3 апреля 2001 г. // Российская газета. 2001 г. 4 апр.
44. Системы качества: Сборник нормативно-методических
документов. М.: Изд-во стандартов, 1989.
45. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгид, 1962.
46. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. Фонд "Центр стратегических разработок". М., 2000 (проект).
47. Теория организации: Учебник / Под ред. В.Г. Алиева. М.: Луч, 1999.
48. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1998.
49. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000.
50. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б. Милънера, Ф. Лииса. М.: ИНФРА-М, 2001.
51. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
52. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник.
М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000.
53. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000 (первое издание выходило в 1998 г.).
54. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.
55. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник.
4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001 (предыдущие из дания выходили в 1997, 1998 и 1999 гг.).
56. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учеб
ник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2001 (предыдущие издания выходили в 1997, 1998, 1999 гг.).
57 Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ "Маркетинг", 2002 (предыдущие издания выходили в 1997 и 2001 гг.).
58. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. Г.Б. Поляка. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
59. Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов.
М.: ЮНИТИ-Дана, 1999.
60. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. пособие, 3-е изд. М.: Гном-Пресс, 2000.
61. Устав ОАО «Каматранссервис»
62. Политика ОАО «Каматранссервис» в области повышения качества продукции, 2006
63. Бухгалтерский баланс ОАО «Каматранссервис» за 2005, 2006, 2007 г.г.
64. Отчеты о прибылях и убытках ОАО «Каматранссервис» за 2005, 2006, 2007 г.г.
65. Отчеты об ассортиментных продажах ОАО «Каматранссервис» за 2005, 2006, 2007 г
66. Учетная политика ОАО «Каматранссервис» в 2007 г.
67.Годовой отчет эмитента ценных бумаг за 2006, 2007 гг.
68. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности Открытого акционерного общества «Каматранссервис» за 2007 г.
69. Положение о ежегодном собрании акционеров.
70. Положение о генеральном директоре.
71. Антикризисная программа ОАО «Каматранссервис» 2005-2007 гг.
72. Опросы руководителей и ведущих специалистов.