Д.з. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
Каждый налогоплательщик обязан осуществлять предусмотренных законодательством налогов, это означает что всякий экономический субъект в принудительном порядке берёт на себя налоговые обязательства, исполнением которого признаётся уплата в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды причитающихся сумм налога, в установленной фискальными органами сроки. Налоговое обязательство должно осуществляться в строгом порядке, который установлен налоговым кодексом и другими НА. В России действует общий и специальные режимы налогообложения. В общий режим налогообложения включены следующие налоги:
- Федеральные налоги (НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организации; налог на добычу полезных ископаемых; налог на дарение: порядок уплаты этого налога определяется специальным ФЗ «О налоге с имущества переходящего в порядке наследования или дарения»; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; гос пошлина.
- Региональные налоги (налог на имущество организации; налог на игорный бизнес; транспортный налог).
- Местные налоги (земельные налоги; налог на имущество физ лиц).
Специальный режим налогообложения существенно упрощает процедуру уплаты налогов, а так же порядок формирования налоговой отчётности. Существуют различные налоги входящие в эту группу. В России наиболее распространённым является налог на единый вменённый доход.
4. Налоги выполняют основные функции: фискальную, регулирующую и социальную. Фискальная функция создаёт соответствующие условия для проведения политики правительством направленной на экономический рост, борьбу с безработицей, предотвращение инфляции и внешнеэкономическое равновесие. Регулирующая функция предусматривает использование налогов в качестве финансового регулятора воспроизводственных процессов в экономике. Её выполнение в сторону снижения налогов может стимулировать отдельные направления развития экономики в которых заинтересовано государство.
Социальная функция налогов заключается в возможности фактического перераспределения национального дохода в пользу социальной сферы. С помощью налогов формируется социально ориентированная часть бюджета, статьи расходов которой предназначены для финансирования здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры. Совокупность методов и форм изъятия налогов представляет собой налоговый механизм. В каждой стране есть своя юридическая основа работы этого механизма.
Важнейшей характеристикой действующего налогового механизма является налоговое бремя (налоговая нагрузка) это определённый уровень финансовых ограничений экономических субъектов обусловленный объёмами средств направляемыми в виде налогов в бюджетную систему страны.
Количественно налоговая нагрузка рассчитывается как отношение общей суммы налоговых изъятий за определённый период к суммарным доходам субъектов налогообложения.
Размер налогового бремени показывает какая часть произведённого общественного продукта перераспределяется в результате работы налогового механизма.
Стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения называется налоговой базой. В практике сбора налогов используется 2 формы налоговой базы: первая в виде физических показателей (площадь помещения); вторая более распространенная в виде стоимостных характеристик объекта – прибыль, доход, добавленная стоимость, денежная оценка имущества. Налоговая база, а так же порядок её исчисления устанавливается применительно к каждому виду налогов.
5.Бюджетная система РФ – совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Каждый субъект РФ и муниципальное образование самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.
Бюджетная система это не просто совокупность бюджетов страны, а совокупность бюджетов и связей между ними.
Принципы построения бюджетной системы:
- Единства
- Полноты
- Реальности
- Гласности
- Самостоятельности бюджетов.
Принцип единства (бюджеты различных уровней не являются изолированными друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии) обеспечивается единой правовой базой; единством денежной системы РФ; едиными бюджетными классификациями (распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков); единством формы бюджетной документации и порядком ведения бух учёта средств бюджетов.
Характер взаимосвязи бюджетной системы зависит от модели управления народным хозяйством (централизованное; децентрализованное).
Самостоятельность выражается в том, что каждый бюджет обладает собственными источниками доходов и правом самостоятельно определять направления использования этих средств.
Принцип полноты включает 2 аспекта:
a) В бюджетной системе должны включаться бюджеты всех государственных и муниципальных образований.
b) Требования включения в соответствующие бюджеты всех видов источников доходов и отражение всех направлений расходов.
Принцип реальности: доходная часть должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансовые конкретные цели).
Принцип гласности (открытое обсуждение бюджетов и итогов их исполнения; опубликование законов о бюджете на предстоящий год, а так же отчётов об их исполнении).