Ценообразование продукции и формирование прибыли
Цена - это денежное выражение стоимости товара (услуги). Цена на продукцию зависит от многих факторов: спроса на продукцию, государственного регулирования цен, уровня издержек, конкуренции, качества товара, новизны и др.
По характеру обслуживаемого оборота выделяют: базовые и отпускные цены предприятия, оптовые цены на продукцию промышленности, розничные цены и др.
Базовая цена предприятия – цена, которая формируется на стадии производства товара «А»:
Цопт.пред. = Сп + Пн, (32)
557+31=588
где Сп– полная (коммерческая) себестоимость продукции, руб.;
Пн – нормальная прибыль производителя, руб.
Пн = Сn * Рп/100 (33)
25*588/100=147
где Рп – планируемая производителем рентабельность; %. Принимается от 5 до 25 %.
Отпускная цена – цена, по которой предприятие реализует продукцию посредникам или другим потребителям. Эта цена, кроме цен изготовителя, включает косвенные налоги (акциз, НДС):
Цотп.пред. = Цопт.пред. + НДС (34)
735+132,3=867,3
Ставка НДС установлена в процентах (18%) к оптовой цене предприятия.
НДС = Цопт.пред 18/100 (35)
735*18/100=132,3
Оптовая цена – цена, которая формируется на стадии посредничества, включает посреднические надбавки оптово-сбытовой организации:
Цопт.зак. = Цотп.пред. + Нсб, (36)
867,3+173,5=1040,8
где Нсб – посреднические (сбытовые) надбавки, руб.
(20%) к Цотп.пред.
Нсб=Цотп.пред20/100 (37)
867,3*20/100=173,5
Розничная цена – цена, по которой торговые-розничные организации реализуют продукцию потребителю (населению или другому предприятию, учереждению):
Цр = Цопт.зак. + Нт (38)
1040,8+156=1196,8
где Нт – торговые наценки, устанавливается в процентах (15%) к Цотп.зак. руб.
Нт=Цотп.зак15/100 (39)
1040,8*15/100=156
Базовая цена предприятия – цена, которая формируется на стадии производства товара «Б»:
Цопт.пред. = Сп + Пн, (40)
555+33=588
где Сп– полная (коммерческая) себестоимость продукции, руб.;
Пн – нормальная прибыль производителя, руб.
Пн = Сn * Рп/100 (41)
25*681/100=170
где Рп – планируемая производителем рентабельность; %.
Отпускная цена – цена, по которой предприятие реализует продукцию посредникам или другим потребителям. Эта цена, кроме цен изготовителя, включает косвенные налоги (акциз, НДС):
Цотп.пред. = Цопт.пред. + НДС (42)
851+153,2=1004,2
Ставка НДС установлена в процентах (18%) к оптовой цене предприятия.
НДС = Цопт.пред 18/100 (43)
851*18/100=153,2
Оптовая цена – цена, которая формируется на стадии посредничества, включает посреднические надбавки оптово-сбытовой организации:
Цопт.зак.=Цотп.пред.+Нсб,=1004,2+200,8=1205 (44)
где Нсб – посреднические (сбытовые) надбавки, руб. Устанавливается в процентах (20%) к Цотп.пред.
Нсб= Цотп.пред 20/100 (45)
1004,2*20/100=200,8
Розничная цена – цена, по которой торговые-розничные организации реализуют продукцию потребителю (населению или другому предприятию, учереждению):
Цр = Цопт.зак. + Нт, (46)
1205+181=1386
где Нт – торговые наценки, устанавливается в процентах (15%) к Цотп.зак. руб.
Нт = Цотп.зак 15/100 (47)
1205*15/100=181
Рассчитанные значения цен используются для расчета оценочных показателей, характеризующие достигнутый уровень производства
Данные оценочные показатели, характеризующие достигнутый уровень производства необходимо также рассчитать для изделия «А» и «Б».
Объем товарной продукции:
«А» VТПi= N*Ц=21,8*735=16023 (48)
«Б» =21,8*851=18552
где VТП Г i– стоимость готовых изделий (услуг, работ), предназначенных для реализации, тыс. руб.;
Тн– стоимость полуфабрикатов собственной выработки предприятия и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств предприятия, предназначенных для реализации на сторону, тыс. руб.;
Тк–стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и
непромышленного хозяйства своего предприятия, тыс. руб.;
Ф– стоимость основных фондов собственного производства, тыс. руб.
Стоимость готовых изделий:
«А»VТП Г i =∑ Ni * Цi=21,8*735=16023 (49)
«Б» =21,8*851=18552
Ni– количество изделийi-го наименования, шт., принимаются согласно исходным данным
(см. табл.№2 приложения В, строка - годовая производственная программа, тыс. шт.);
Цi– базовая цена единицы изделия i-го наименования.
При расчете объема товарной продукции показатели ТК, ТН, Ф принимаются равными нулю.
Для расчета объем реализованной продукции может быть использована одна из ниже представленных формул.
Объем реализованной продукции с учетом остатков продукции на складе:
«А» VРПi=VТПi-(РКН+РНН),= 16023-1040,8=14982,2 (50)
«Б» =18552-1205=17347
Где VТПi - объем товарной продукции изделия i-го наименования, тыс. руб.;
РНН, РКН – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода соответственно, тыс. руб.
Объем валовой продукции:
«А» VВПi =VТПi + (Нк - Нн), =16023+4167=20190 (51)
«Б» =18552+4167=22719
где VТПi - объем товарной продукции изделия i-го наименования, тыс. руб.;
Нк, Нн – стоимость незавершенного производства на конец и начало планируемого периода, тыс. руб.
Объем чистой продукции:
«А» ЧП=VТПi – МЗ – А, = 16023-8813-196=7014 (52)
«Б» = 18552-10203,4-196,4=10204
где VТПi - объем товарной продукции изделия i-го наименования, тыс. руб.;
МЗ – стоимость материальных затрат, составляет 55% товарной продукции, тыс. руб.;
А – амортизационные отчисления, тыс. руб., составляют 5 % от амортизационных отчислений в целом по предприятию как для изделия «А», так и для изделия «Б».
Прибыль от реализации продукции (А и Б):
«А»П= ,=21,8*(867,3-720,3)=3205 (53)
«Б» =21,8*(1004,2-834,2) =3706
Где Цi – отпускная цена i-той продукции, руб.;
Сi = Cпi + НДС
где Спi – полная себестоимость единицы i-той продукции, руб.
Прибыль до налогообложения:
«А»Пно=П+По=3205+(3*54791/100)=4849 (54)
«Б»=3706+(3*54791/100)=5350
Где, По=3% от ОФсг.общ.
Чистая прибыль:
Пч = Пб – Пл - Н=3623-3623*20/100-3*54791/100=3623-1644-725=1254 (55)
где Пл– основные платежи предприятия, которые включают плата за основные фонды (налог на имущество, составляет 3% от среднегодовой стоимости ОПФ); банковский кредит (принимается равный нулю) и т.д., руб.;
Н - налог на прибыль, составляет 20% от балансовой прибыли, руб.
Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или норму рентабельности.
Различают:
Общая рентабельность:
«А» Ро= Пр* 100/ (ОФср.г+ ОСср.г),= 3205*14982,2*100=21% (56)
где Пр - прибыль от реализации продукции в целом по предприятию (принимаемая по исходным данным), тыс. руб.;
ОФср.г. ОСср.г.i- среднегодовая стоимость основных фондов и оборотных средств (нормируемых) в целом по предприятию, тыс. руб.;
Рентабельность продукции:
рентабельность товарной продукции (производства), %:
«А»РVТПi=(Прi / Стпi)*100=3205/12099*100=26,5% (57)
«Б»= 3706/13996*100=26,5%
Где Прi– прибыль от реализации i-го изделия, тыс. руб.;
С тпi- себестоимость товарной продукции с учетом годового объема выпуска i-го
изделия. Рассчитывается как произведение фактической производственной себестоимости (столбец 3, таблицы №10.1, 10.2) на величину производственной программы (по исходным данным для изделия «А» и «Б»).
Рентабельность реализованной продукции (производства), %:
«А» РVРПi= (Прi / Српi) *100=3205/12818*100=25% (58)
«Б» =3706/14846*100=25%
где Стпi- себестоимость реализованной продукции с учетом годового объема реализации i-го изделия. Рассчитывается как произведение фактической полной (коммерческой)
себестоимости (столбец 3, таблицы №10.1, 10.2) на величину производственной программы (по исходным данным для изделия «А» и «Б»).
Рентабельность оборота характеризует удельный вес прибыли в доходе предприятия от реализации продукции на товарном рынке по отпускным ценам предприятия:
«А» Роб = Прi/ VРПi* 100=3205/14981,2*100=21% (59)
«Б» =3706/17347*100=21%
где VРПi - сумма оборота (объем продаж) i-го изделия, тыс. руб.
Рентабельность номинального собственного капитала характеризуется размером уставного фонда предприятия
Р = Пр / УФ * 100=8395/6500*100=129 (60)
где Пр- прибыль от реализации продукции в целом по предприятию (принимаемая
по исходным данным), тыс. руб.;
УФ - уставного фонда предприятия, принимается в зависимости от вида организационно-правовой формы предприятия, тыс. руб. На момент создания предприятия его уставной фонда для ЗАО, ООО составляет -100 минимальных оплат труда, для ОАО – 1000 минимальных оплат труда.
На основе рассчитанных значений можно сделать вывод о нормальном функционировании предприятия.
Заключение.
В заключение проделанной работы можно сделать вывод о том, что именно выбранная и реализованная стратегия деятельности предприятия является основой его успешного существования в рыночных условиях.
Выдвижение наиболее важных задач в области производственной, ценовой, сбытовой политики предприятия, определение генеральных направлений, повышения его деловой активности с использованием благоприятных внешних факторов и внутренних возможностей воздействия на покупателей (потребителей) и конкурентов составляют суть стратегии маркетинга. Маркетинговая стратегия в организации играет очень важную роль, так как способствует её росту и подержанию конкурентоспособности на рынке.
Выявленные на основе анализа цели стратегического развития в первую очередь отражают направления деятельности по преодолению слабых и укреплению сильных конкурентных позиций предприятия. Поскольку составляющие стратегического потенциала непосредственно связаны со всеми видами ресурсов предприятия, расширение того или иного ресурса во взаимосвязи с другими позволит реализовать стратегические цели.
Все большее число предприятий в целях повышения своей конкурентоспособности осознает необходимость разработки качественной маркетинговой стратегии продвижения и продажи продукции предприятия на рынке. Несомненно, что отсутствие соответствующей маркетинговой стратегии лишает предприятия перспективы выжить в условиях жёсткой конкуренции.
Список литературы.
1.Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400.
2.Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 439 с.
3.Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.
4.Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 663 с.
5.Грузинов, В.П. Экономика предприятия
и предпринимательство: учебная литература. - М.: Софит, 2013. –496 с.
6.Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
7.Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
8.Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – Москва: КУРС: Инфра-М, 2015. – 445 с.
9.Экономика и управление организацией (предприятием): учебное пособие / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова, А. Т. Глаз. – Минск: Квилория В. Т., 2014. – 371 с.
10.Экономика организации: учебное пособие / Л. Н. Чечевицына, Е. В. Хачадурова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 382 с.
11.Экономика организации (предприятия): учебник / Н. А. Сафронов. – Москва: Магистр: Инфра-М, 2014. – 253 с.
12.Экономика организации: учебное пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов. – Москва: КноРус, 2014. – 318 с.
13.Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. – Москва: Юрайт, 2015. – 510 с.
14.Сергеев В.И. Экономика предприятия, 2002 Финансы и статистика
15.Сафронова Н.А. Экономика предприятия. – М., ЮРИСТЪ, 2011