Ценообразование продукции и формирование прибыли

Цена - это денежное выражение стоимости товара (услуги). Цена на про­дукцию зависит от многих факторов: спроса на продукцию, государственного ре­гулирования цен, уровня издержек, конкуренции, качества товара, новизны и др.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют: базовые и отпускные цены предприятия, оптовые цены на про­дукцию промышленности, розничные цены и др.

Базовая цена предприятия – цена, которая формируется на стадии производства товара «А»:

Цопт.пред. = Сп + Пн, (32)

557+31=588

где Сп– полная (коммерческая) себестоимость продукции, руб.;

Пн – нормальная прибыль производителя, руб.

Пн = Сn * Рп/100 (33)

25*588/100=147

где Рп – планируемая производителем рентабельность; %. Принимается от 5 до 25 %.

Отпускная цена – цена, по которой предприятие реализует продукцию посредникам или другим потребителям. Эта цена, кроме цен изготовителя, включает косвенные налоги (акциз, НДС):

Цотп.пред. = Цопт.пред. + НДС (34)

735+132,3=867,3

Ставка НДС установлена в процентах (18%) к оптовой цене предприятия.

НДС = Цопт.пред 18/100 (35)

735*18/100=132,3

Оптовая цена – цена, которая формируется на стадии посредничества, включает посреднические надбавки оптово-сбытовой организации:

Цопт.зак. = Цотп.пред. + Нсб, (36)

867,3+173,5=1040,8

где Нсб – посреднические (сбытовые) надбавки, руб.

(20%) к Цотп.пред.

Нсботп.пред20/100 (37)

867,3*20/100=173,5

Розничная цена – цена, по которой торговые-розничные организации реализуют продукцию потребителю (населению или другому предприятию, учереждению):

Цр = Цопт.зак. + Нт (38)

1040,8+156=1196,8

где Нт – торговые наценки, устанавливается в процентах (15%) к Цотп.зак. руб.

Нтотп.зак15/100 (39)

1040,8*15/100=156

Базовая цена предприятия – цена, которая формируется на стадии производства товара «Б»:

Цопт.пред. = Сп + Пн, (40)

555+33=588

где Сп– полная (коммерческая) себестоимость продукции, руб.;

Пн – нормальная прибыль производителя, руб.

Пн = Сn * Рп/100 (41)

25*681/100=170

где Рп – планируемая производителем рентабельность; %.

Отпускная цена – цена, по которой предприятие реализует продукцию посредникам или другим потребителям. Эта цена, кроме цен изготовителя, включает косвенные налоги (акциз, НДС):

Цотп.пред. = Цопт.пред. + НДС (42)

851+153,2=1004,2

Ставка НДС установлена в процентах (18%) к оптовой цене предприятия.

НДС = Цопт.пред 18/100 (43)

851*18/100=153,2

Оптовая цена – цена, которая формируется на стадии посредничества, включает посреднические надбавки оптово-сбытовой организации:

Цопт.зак.отп.пред.сб,=1004,2+200,8=1205 (44)

где Нсб – посреднические (сбытовые) надбавки, руб. Устанавливается в процентах (20%) к Цотп.пред.

Нсб= Цотп.пред 20/100 (45)

1004,2*20/100=200,8

Розничная цена – цена, по которой торговые-розничные организации реализуют продукцию потребителю (населению или другому предприятию, учереждению):

Цр = Цопт.зак. + Нт, (46)

1205+181=1386

где Нт – торговые наценки, устанавливается в процентах (15%) к Цотп.зак. руб.

Нт = Цотп.зак 15/100 (47)

1205*15/100=181

Рассчитанные значения цен используются для расчета оценочных показателей, характеризующие достигнутый уровень производства

Данные оценочные показатели, характеризующие достигнутый уровень производства необходимо также рассчитать для изделия «А» и «Б».

Объем товарной продукции:

«А» VТПi= N*Ц=21,8*735=16023 (48)

«Б» =21,8*851=18552

где VТП Г i– стоимость готовых изделий (услуг, работ), предназначенных для реализации, тыс. руб.;

Тн– стоимость полуфабрикатов собственной выработки предприятия и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств предприятия, предназначенных для реализации на сторону, тыс. руб.;

Тк–стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и

непромышленного хозяйства своего предприятия, тыс. руб.;

Ф– стоимость основных фондов собственного производства, тыс. руб.

Стоимость готовых изделий:

«А»VТП Г i =∑ Ni * Цi=21,8*735=16023 (49)

«Б» =21,8*851=18552

Ni– количество изделийi-го наименования, шт., принимаются согласно исходным данным

(см. табл.№2 приложения В, строка - годовая производственная программа, тыс. шт.);

Цi– базовая цена единицы изделия i-го наименования.

При расчете объема товарной продукции показатели ТК, ТН, Ф принимаются равными нулю.

Для расчета объем реализованной продукции может быть использована одна из ниже представленных формул.

Объем реализованной продукции с учетом остатков продукции на складе:

«А» VРПi=VТПi-(РКННН),= 16023-1040,8=14982,2 (50)

«Б» =18552-1205=17347

Где VТПi - объем товарной продукции изделия i-го наименования, тыс. руб.;

РНН, РКН – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода соответственно, тыс. руб.

Объем валовой продукции:

«А» VВПi =VТПi + (Нк - Нн), =16023+4167=20190 (51)

«Б» =18552+4167=22719

где VТПi - объем товарной продукции изделия i-го наименования, тыс. руб.;

Нк, Нн – стоимость незавершенного производства на конец и начало планируемого периода, тыс. руб.

Объем чистой продукции:

«А» ЧП=VТПi – МЗ – А, = 16023-8813-196=7014 (52)

«Б» = 18552-10203,4-196,4=10204

где VТПi - объем товарной продукции изделия i-го наименования, тыс. руб.;

МЗ – стоимость материальных затрат, составляет 55% товарной продукции, тыс. руб.;

А – амортизационные отчисления, тыс. руб., составляют 5 % от амортизационных отчислений в целом по предприятию как для изделия «А», так и для изделия «Б».

Прибыль от реализации продукции (А и Б):

«А»П= Ценообразование продукции и формирование прибыли - student2.ru ,=21,8*(867,3-720,3)=3205 (53)

«Б» =21,8*(1004,2-834,2) =3706

Где Цi – отпускная цена i-той продукции, руб.;

Сi = Cпi + НДС

где Спi – полная себестоимость единицы i-той продукции, руб.

Прибыль до налогообложения:

«А»Пно=П+По=3205+(3*54791/100)=4849 (54)

«Б»=3706+(3*54791/100)=5350

Где, По=3% от ОФсг.общ.

Чистая прибыль:

Пч = Пб – Пл - Н=3623-3623*20/100-3*54791/100=3623-1644-725=1254 (55)

где Пл– основные платежи предприятия, которые включают плата за основные фонды (налог на имущество, составляет 3% от среднегодовой стоимости ОПФ); банковский кредит (принимается равный нулю) и т.д., руб.;

Н - налог на прибыль, составляет 20% от балансовой прибыли, руб.

Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или норму рентабельности.

Различают:

Общая рентабельность:

«А» Ро= Пр* 100/ (ОФср.г+ ОСср.г),= 3205*14982,2*100=21% (56)

где Пр - прибыль от реализации продукции в целом по предприятию (принимаемая по исходным данным), тыс. руб.;

ОФср.г. ОСср.г.i- среднегодовая стоимость основных фондов и оборотных средств (нормируемых) в целом по предприятию, тыс. руб.;

Рентабельность продукции:

рентабельность товарной продукции (производства), %:

«А»РVТПi=(Прi / Стпi)*100=3205/12099*100=26,5% (57)

«Б»= 3706/13996*100=26,5%

Где Прi– прибыль от реализации i-го изделия, тыс. руб.;

С тпi- себестоимость товарной продукции с учетом годового объема выпуска i-го

изделия. Рассчитывается как произведение фактической производственной себестоимости (столбец 3, таблицы №10.1, 10.2) на величину производственной программы (по исходным данным для изделия «А» и «Б»).

Рентабельность реализованной продукции (производства), %:

«А» РVРПi= (Прi / Српi) *100=3205/12818*100=25% (58)

«Б» =3706/14846*100=25%

где Стпi- себестоимость реализованной продукции с учетом годового объема реализации i-го изделия. Рассчитывается как произведение фактической полной (коммерческой)

себестоимости (столбец 3, таблицы №10.1, 10.2) на величину производственной программы (по исходным данным для изделия «А» и «Б»).

Рентабельность оборота характеризует удельный вес прибыли в доходе пред­приятия от реализации продукции на товарном рынке по отпускным ценам пред­приятия:

«А» Роб = Прi/ VРПi* 100=3205/14981,2*100=21% (59)

«Б» =3706/17347*100=21%

где VРПi - сумма оборота (объем продаж) i-го изделия, тыс. руб.

Рентабельность номинального собственного капитала характеризуется размером уставного фонда предприятия

Р = Пр / УФ * 100=8395/6500*100=129 (60)

где Пр- прибыль от реализации продукции в целом по предприятию (принимаемая

по исходным данным), тыс. руб.;

УФ - уставного фонда предприятия, принимается в зависимости от вида организационно-правовой формы предприятия, тыс. руб. На момент создания предприятия его уставной фонда для ЗАО, ООО составляет -100 минимальных оплат труда, для ОАО – 1000 минимальных оплат труда.

На основе рассчитанных значений можно сделать вывод о нормальном функционировании предприятия.

Заключение.

В заключение проделанной работы можно сделать вывод о том, что именно выбранная и реализованная стратегия деятельности предприятия является основой его успешного существования в рыночных условиях.

Выдвижение наиболее важных задач в области производственной, ценовой, сбытовой политики предприятия, определение генеральных направлений, повышения его деловой активности с использованием благоприятных внешних факторов и внутренних возможностей воздействия на покупателей (потребителей) и конкурентов составляют суть стратегии маркетинга. Маркетинговая стратегия в организации играет очень важную роль, так как способствует её росту и подержанию конкурентоспособности на рынке.

Выявленные на основе анализа цели стратегического развития в первую очередь отражают направления деятельности по преодолению слабых и укреплению сильных конкурентных позиций предприятия. Поскольку составляющие стратегического потенциала непосредственно связаны со всеми видами ресурсов предприятия, расширение того или иного ресурса во взаимосвязи с другими позволит реализовать стратегические цели.

Все большее число предприятий в целях повышения своей конкурентоспособности осознает необходимость разработки качественной маркетинговой стратегии продвижения и продажи продукции предприятия на рынке. Несомненно, что отсутствие соответствующей маркетинговой стратегии лишает предприятия перспективы выжить в условиях жёсткой конкуренции.

Список литературы.

1.Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400.

2.Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 439 с.

3.Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.

4.Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 663 с.

5.Грузинов, В.П. Экономика предприятия

и предпринимательство: учебная литература. - М.: Софит, 2013. –496 с.

6.Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.

7.Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.

8.Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – Москва: КУРС: Инфра-М, 2015. – 445 с.

9.Экономика и управление организацией (предприятием): учебное пособие / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова, А. Т. Глаз. – Минск: Квилория В. Т., 2014. – 371 с.

10.Экономика организации: учебное пособие / Л. Н. Чечевицына, Е. В. Хачадурова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 382 с.

11.Экономика организации (предприятия): учебник / Н. А. Сафронов. – Москва: Магистр: Инфра-М, 2014. – 253 с.

12.Экономика организации: учебное пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов. – Москва: КноРус, 2014. – 318 с.

13.Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. – Москва: Юрайт, 2015. – 510 с.

14.Сергеев В.И. Экономика предприятия, 2002 Финансы и статистика

15.Сафронова Н.А. Экономика предприятия. – М., ЮРИСТЪ, 2011

Наши рекомендации