Налоговая система и ее структура
Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов, налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.
Пошлина – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу товаров взыскиваются таможенные пошлины.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий предоставления им определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).
Налог – это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.
Функции налоговой системы
1. Регулирующая – маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей.
2. Распределительная – с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли.
3. Фискальная – с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и социальной сферы.
Основные принципы налогообложения
• всеобщность, т. е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы;
• стабильность, т. е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
• равнонапряженность, т. е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;
• обязательность т. е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
• социальная справедливость, т. е. установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:
• субъект налога, или налогоплательщик, т. е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо;
• объект налога, т. е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т. д.);
• источник налога – это независимо от объекта налогообложения – чистый доход общества;
• ставка налога – это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения.
По признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:
• прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;
• регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
• пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.
По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов. К ним относятся:
• подоходный с населения;
• на прибыль корпораций;
• на прирост капитала;
• с наследства и дарений;
• поимущественный налог.
Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции. К косвенным налогам относятся:
• налог с оборота;
• на добавленную стоимость (НДС);
• на отдельные виды товаров (акцизы); к таким товарам относятся: табак, драгоценности, нефтепродукты и т. д.;
• таможенные пошлины.
В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, установил, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну лишь до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера (рис. 50.2).