Спрос и величина спроса. Кривая и функция спроса. Ценовые и неценовые факторы

Микроэкономика.

Лекция

Д.З. Доклад( презентация). Развитие рынка в любой стране

Тема 1. Рынок. Спрос и предложение на рынке потребительских

Товаров и услуг.

Рынок как механизм координации.

Спрос и величина спроса. Кривая и функции спроса. Ценовые и неценовые факторы.

Предложения и величина предложения. Кривая функции предложения. Ценовые и неценовые факторы

Условия равновесия на рынке потребительских товаров и услуг. Равновесная цена. Устойчивость рынка.

Понятие эластичности. Факторы, влияющие на эластичность.

1. Рыночная экономика- это особая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители для решения основных проблем экономике взаимодействуют между собой посредством рыночного механизма.

Рынок и рыночная экономика- это система экономических отношений между людьми, охватывающее процесс производства товаров и услуг по рыночным законам, а также процессы распределения обмена и потребления по законам рынка( закон стоимости, закон спроса и закон предложения)

Чисто рыночная экономика рассматривается в микроэкономике.

Условия возникновения и существования рынка.

1.Общественное разделение труда и специализация производства.

2. Обособленность товаропроизводителей как собственников.

3. Свобода предпринимательства.

4. Величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки- это издержки связанные с обменом, то есть с поиском информации, в сфере заключение договоров( правовых и юридических), в сфере защиты прав собственности.

Признаки рынка.

1. Экономическая самостоятельность субъектов рыночных отношений: свобода выбора эконом деятельности как предпринимателями, так и наемными работниками, их равноправное партнерство по поводу купли- продажи своих товаров, преобладание развитой системы хозяйственных связей друг с другом.

2. Либерильные(свободные) цены никто не вправе законом устанавливать рыночные цены

3. Определяющее влияние потребителями на производителя: отсутствие дефицита.

4. Конкуренция как экономический рычаг развития рыночной экономике.

5. Обязательное использование по экономическому назначению рыночной Инфраструктуры: банков, бирж, страховых компаний

Превращение национальной экономике в открытую систему с привлечением иностранного капитала и участия в международных экономических организаций.

Признаки классификаций рыночных структур

- количество покупателей и продавцов

-тип товаров( однородный, дифференцированный)

-доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях

-наличие входных бартеров для вступления в отрасль

-степень влияние продавцов( покупателей) на цену товара

Рыночная структура- это среда в которой конкурирует фирма( тип конкуренции)

Экономические барьеры

-Низкие издержки производства за счет увелечение масштаба производства

Юридические барьеры

-Непреодолимы, так как связаны с уголовным наказанием.

-Производство товара защищено патентом, авторским правом, лицензией.

-Исключительное право заниматься данным видом деятельности ( производство алкогольных напитков, табака, монополии внешней торговли).

-Государственная регистрация отдельных видов деятельности.

Совершенная конкуренция. -Рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют всякие барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену.

Монополистическая конкуренция- рынок с множеством производителей, предлагающих схожие, но не одинаковые( дифференцированные-касается разных признаков) товары и услуги.

Олигополия. Рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера.

Монополия. Рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производство и сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции. В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне.

Естественные монополии.

- это монополии, разрешенные государством

- к ним относятся коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа

Монопсония – монополия покупателей.

26.09.12

Спрос и величина спроса. Кривая и функция спроса. Ценовые и неценовые факторы.

Как экономическая категория, спрос-это платежеспособная потребность. Надо различать спрос или величину спроса.

Величина спроса-это количество товара, которое потребители желают и в состоянии приобрести по определенной цене в данный период времени.

Закон спроса выявляет причинно обусловленную зависимость платежеспособности покупателя от изменения цен на рынке. Его сущность: при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены. Термин “при прочих равных условиях”означает, что все другие факторы, или переменные, рассматриваются как неизмененные величины, или константы.

Экзогенные факторы-неизменные

Эндогенные-изменяються

Закон спроса графически изображается кривой. Кривая спроса показывает, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется двумя факторами:

1.чем выше цена товара, тем меньше число потребителей, которое могут его приобрести.(доход постоянный)

2. закон убывающей предельной полезности- по мере увеличения количество единиц потребляемого блага, падает полезность (от каждой последующей дополнительной единицы этого блага, так как происходит насыщение потребности).

Исключение из закона стоимости: эффект Веблена( эффект сноба, эффект коллекционера, товары Гиффена-при росте цен на эти товары величина спроса растет)

Наши рекомендации