Спрос и величина спроса. Кривая и функция спроса. Ценовые и неценовые факторы
Микроэкономика.
Лекция
Д.З. Доклад( презентация). Развитие рынка в любой стране
Тема 1. Рынок. Спрос и предложение на рынке потребительских
Товаров и услуг.
Рынок как механизм координации.
Спрос и величина спроса. Кривая и функции спроса. Ценовые и неценовые факторы.
Предложения и величина предложения. Кривая функции предложения. Ценовые и неценовые факторы
Условия равновесия на рынке потребительских товаров и услуг. Равновесная цена. Устойчивость рынка.
Понятие эластичности. Факторы, влияющие на эластичность.
1. Рыночная экономика- это особая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители для решения основных проблем экономике взаимодействуют между собой посредством рыночного механизма.
Рынок и рыночная экономика- это система экономических отношений между людьми, охватывающее процесс производства товаров и услуг по рыночным законам, а также процессы распределения обмена и потребления по законам рынка( закон стоимости, закон спроса и закон предложения)
Чисто рыночная экономика рассматривается в микроэкономике.
Условия возникновения и существования рынка.
1.Общественное разделение труда и специализация производства.
2. Обособленность товаропроизводителей как собственников.
3. Свобода предпринимательства.
4. Величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки- это издержки связанные с обменом, то есть с поиском информации, в сфере заключение договоров( правовых и юридических), в сфере защиты прав собственности.
Признаки рынка.
1. Экономическая самостоятельность субъектов рыночных отношений: свобода выбора эконом деятельности как предпринимателями, так и наемными работниками, их равноправное партнерство по поводу купли- продажи своих товаров, преобладание развитой системы хозяйственных связей друг с другом.
2. Либерильные(свободные) цены никто не вправе законом устанавливать рыночные цены
3. Определяющее влияние потребителями на производителя: отсутствие дефицита.
4. Конкуренция как экономический рычаг развития рыночной экономике.
5. Обязательное использование по экономическому назначению рыночной Инфраструктуры: банков, бирж, страховых компаний
Превращение национальной экономике в открытую систему с привлечением иностранного капитала и участия в международных экономических организаций.
Признаки классификаций рыночных структур
- количество покупателей и продавцов
-тип товаров( однородный, дифференцированный)
-доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях
-наличие входных бартеров для вступления в отрасль
-степень влияние продавцов( покупателей) на цену товара
Рыночная структура- это среда в которой конкурирует фирма( тип конкуренции)
Экономические барьеры
-Низкие издержки производства за счет увелечение масштаба производства
Юридические барьеры
-Непреодолимы, так как связаны с уголовным наказанием.
-Производство товара защищено патентом, авторским правом, лицензией.
-Исключительное право заниматься данным видом деятельности ( производство алкогольных напитков, табака, монополии внешней торговли).
-Государственная регистрация отдельных видов деятельности.
Совершенная конкуренция. -Рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют всякие барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену.
Монополистическая конкуренция- рынок с множеством производителей, предлагающих схожие, но не одинаковые( дифференцированные-касается разных признаков) товары и услуги.
Олигополия. Рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера.
Монополия. Рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производство и сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции. В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне.
Естественные монополии.
- это монополии, разрешенные государством
- к ним относятся коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа
Монопсония – монополия покупателей.
26.09.12
Спрос и величина спроса. Кривая и функция спроса. Ценовые и неценовые факторы.
Как экономическая категория, спрос-это платежеспособная потребность. Надо различать спрос или величину спроса.
Величина спроса-это количество товара, которое потребители желают и в состоянии приобрести по определенной цене в данный период времени.
Закон спроса выявляет причинно обусловленную зависимость платежеспособности покупателя от изменения цен на рынке. Его сущность: при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены. Термин “при прочих равных условиях”означает, что все другие факторы, или переменные, рассматриваются как неизмененные величины, или константы.
Экзогенные факторы-неизменные
Эндогенные-изменяються
Закон спроса графически изображается кривой. Кривая спроса показывает, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.
Отрицательный наклон кривой спроса объясняется двумя факторами:
1.чем выше цена товара, тем меньше число потребителей, которое могут его приобрести.(доход постоянный)
2. закон убывающей предельной полезности- по мере увеличения количество единиц потребляемого блага, падает полезность (от каждой последующей дополнительной единицы этого блага, так как происходит насыщение потребности).
Исключение из закона стоимости: эффект Веблена( эффект сноба, эффект коллекционера, товары Гиффена-при росте цен на эти товары величина спроса растет)