Показатели экономической эффективности производства
Экономическая эффективность в конечном итоге выражается в повышении производительности труда. Следовательно, уровень производительности труда является критериемэкономической эффективности.
В качестве исходного количественногокритерия эффективности производства выступает годовая норма прибылина вложенный капитал.
Е = П = В – С
К К
Е - норма прибыли на вложенный капитал (%)
П - чистая годовая прибыль (руб.)
К - вложенный капитал, обеспечивающий получение прибыли (руб.)
В - годовой объем производства продукции в продажных ценах (руб.)
С - полная себестоимость годового объема продукции (руб.)
Расчетные значения нормы прибыли могут видоизменяться в зависимости от структуры капитала, уровня прогнозируемых цен на услуги и товары, объема спроса и других факторов.
Как известно производство и реализация любого товара невозможны без затрат овеществленного и живого труда, поэтому необходимы как единовременные,так и текущиезатраты.
Текущие затраты начинаются и заканчивают свое движение в каждом производственном цикле, постоянно возобновляются и образуют издержки производства (себестоимость продукции).
Единовременныезатраты всегда выступают в форме примененных ресурсов, которые покупаются для пополнения основного и оборотного капитала и авансируются в виде капитальных вложений.
Важнейшими показателями эффективности мероприятий, связанных с капитальными вложениями являются срок окупаемостии коэффициент эффективности.
Т = К; Е= П , где
П К
Т — срок окупаемости затрат (тот период времени за который они окупаются).
К - капитальные затраты.
П - чистая годовая прибыль с учетом амортизации.
Е — коэффициент эффективности.
Согласно типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений нормативный коэффициентустановлен на уровне не ниже 0,12 (срок окупаемости не выше 8,3 года). Применительно к новой технике последняя типовая методика устанавливает нормативный коэффициент на уровне не ниже 0,15 (срок окупаемости не выше 6,7 года, что подтверждается практикой американских компаний). Типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений в качестве показателя сравнительной эффективности утвержден показатель приведенных затрат(несмотря на кажущуюся устарелость данного показателя, практика показывает, что последний не потерял своей актуальности и в условиях рынка).
Ci + Ен Ki = минимум
Ki - капитальные вложения по i - му варианту
Ci - себестоимость продукции за год по тому же варианту
Ен — нормативный коэффициент эффективности
Величина годового экономического эффекта (Э год) определяется по формуле:
Э год = [(С1 + ЕнК1 - (С2 + ЕнК2)] х В2 где;
Cl, C2 - себестоимость единицы по сравниваемым вариантам (до и после внедрения мероприятия) руб.
Kl, К2 - удельные капитальные вложения по сравниваемым вариантам (руб.)
В2 - годовой объем производства после внедрения мероприятия, (натуральные единицы).
Для учета снижения себестоимости в связи с ростом объема производства за счет уменьшения доли условно-постоянных расходов определяется относительная экономия условно-постоянной части косвенных затрат (Эо) по формуле:
Эо = Ну В2-В1 НуКв
В1
Ну — годовая сумма условно-постоянной части косвенных затрат (руб.)
В2,В1 - проектный и действующий объемы производства (натуральные единицы)
Кв - коэффициент увеличения годового объема услуг и продукции.
Кв = В2-В1
В2
Для отдельных предприятий могут применяться показатели, выражающие отношение прироста прибыли АЯ к капитальным вложениям, вызывающим этот прирост, или отношение прибыли к производственным фондам:
Э = ΔП; Э = П
К Ф
Наиболее полным и наглядным является показатель фондоотдачи.Он определяется как отношение годового объема реализации к среднегодовой стоимости основных фондов.
Ф =_В_(руб./ руб.)
ОФ
В международной практике обоснования эффективности инвестиционных проектов используются следующие обобщающие показатели эффективности:
-чистая текущая стоимостьрассматривается как норма минимального дохода, подтверждающая целесообразность осуществления капиталовложений;
-рентабельность капитала- отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка этот показатель более стабильный, чем рентабельность услуг;
- внутренний коэффициент эффективностипредставляет собой такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков и оттоков наличных средств, а сама чистая текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект мероприятий считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений;
-максимальный денежный отток- это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предлагаемых мероприятий с указанием источников финансовых затрат;
- точка (норма) безубыточности- это минимальный размер объема услуг и продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами.
Графически она лежит на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Аналитически точка безубыточности определяется по формуле:
Нб = _____Ипост.____
Уед. – И пер./ед.
Нб - точка (норма) безубыточности по объему реализации в натуральных единицах.
И пост - суммарные издержки производства (постоянные)
Ц ед. - удельная цена услуги (руб.)
И пер/ед - удельные переменные издержки производства (руб.)
Важным показателем эффективности деятельности фирмы является, и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Ка)и оборачиваемости основного капитала (Ко).
Ка = ___объем продаж_____
общая сумма активов
Ко = ___объем продаж___
основной капитал
Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту рентабельности.