Понятия «менеджер» и «руководитель» не тождественны.
Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:
-организация и управление (производством и коллективом);
-постановка и корректировка задач;
-разработка этапов работы;
-принятие решений;
-налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
-регулирование процессов;
-сбор и обработка информации;
-анализ информации ,
-подведение итогов работы.;
Цели менеджмента:
-получение (увеличение) прибыли;
-повышение эффективности хозяйствования;
-удовлетворение потребностей рынка;
-решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
-организация производства конкурентоспособных товаров;
-совершенствование производственного процесса;
-внедрение новейших наукоемких технологий;
-повышение качества продукции;
-снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.
В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
1)высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия (определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи);
2)среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов (практическая реализация решений);
3)низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп (руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы).
Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager, если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager.
Понятия «менеджер» и «руководитель» не тождественны.
Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководитель — менеджер.
Современному менеджеру необходимы следующие качества:
-глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
-знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;
-предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);
-новаторство, изобретательность;
-напористость, смелость, целеустремленность.
Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.
Богатый практический опыт менеджмента выработал некоторые рекомендации начинающему менеджеру:
-не делайте все самостоятельно;
-не считайте себя лучше других;
-не беритесь за все дела сразу;
-не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;
-четко разграничивайте функции работников, определяйте конкретные задания и обязанности;
-не перекладывайте собственные упущения в работе на других.