Озможные направления активизации государственной демографической политики.

В настоящее время ситуация кардинально меняется. Возрастная структура населения по объективным причинам в ближайшие десятилетия будет оказывать негативное влияние на демографическое развитие страны. В связи с вступление в активный детородный возраст многочисленных когорт 1990-ых годов рождения будет уменьшаться количество родившихся.

В результате вступления в активный трудоспособный возраст многочисленных когорт 1990-ых годов рождения и выхода в пенсионный возраст многочисленных когорт, родившихся после войны, будет быстро уменьшаться количество населения в трудоспособном возрасте и увеличиваться в пенсионном. Это может вызвать дефицит трудовых ресурсов, ускоренное старение населения, увеличит демографическую нагрузку на трудоспособных.

Увеличение численности населения в старших возрастах будет способствовать увеличению количества умерших, нарушению сбалансированности пенсионной системы, повысит потребность в более активном развитии социальной помощи престарелым и др. К решению ожидаемых в будущем проблем страна должна быть заранее готова.

Для смягчения демографических проблем следует продолжить активировать демографическую политику. Как показывает мировой опыт, повлиять на увеличение ориентации семей на большее количество детей в семье очень трудно. Повысить же долю семей, которые смогут полностью реализовать свои планы,- более выполнимые задачи при условии роста благосостояния населения и качества жизни в стране. Поэтому государственное демографическая политика должна быть направлена в первую очередь на создание условий для полной реализации планируемого семей количества детей. Кроме того, необходимо усилить внимание на активизацию мер по повышению у населения семейных ценностей, ориентацию на здоровый образ жизни, формированию у молодёжи более высоких репродуктивных установок.

Из социально-экономических факторов на демографические процессы наиболее существенное влияние оказывает качество жизни населения, особенно материальное положение и жилищные условия. Материальное благополучие семьи является одной из важнейших жизненных ценностей. Для его улучшения и повышения уровня удовлетворённости граждан жизнью необходимо дальнейшие увеличение норм минимальных государственных стандартов( минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума, минимальная заработная плата и др.), формирующих материальное благосостояние семьи, которое должно стать приоритетным направлением семейной политики. Реализация этого направления возможна лишь на основе создания экономических предпосылок роста заработной платы; её целенаправленного увеличения у низкооплачиваемых категорий работников; повышение минимальных государственных гарантий в области оплаты труда до уровня бюджета прожиточного минимума семьи с детьми; усиления законодательной защиты прав наёмных работников на труд и его справедливую оплату.

Приоритетным принципом государственных программ, предусматривающих оказание материальной помощи нуждающимся группам населения, должно быть стимулирование их активности для самостоятельного решения экономических проблем. Другими словами, актуален принцип, который предполагает предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить семейное благополучие. Люди, занятые в общественном производстве, не должны попадать в категорию малообеспеченных.

В целях усиления социальной защищённости семей с малолетними детьми необходимо компенсировать семье как недополученный доход в связи с занятостью одного из трудоспособных членов уходом за малолетними детьми, так и дополнительные расходы в связи с воспитанием и рождением ребёнка. В этой связи нужно продолжить поэтапные совершенствования системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей, а также её реформирование; стимулировать рождение второго ребёнка в семье путём предоставления ей дополнительной поддержки. Одна из форм такой поддержки в стране уже принята: дополнительные выплаты семье при рождении третьего ребёнка- «семейный капитал», его действия желательно продлить до середины 2030-ых годов.

В то же время следует учитывать, что длительное отсутствие матери на рабочем месте в связи с уходом за ребёнком (в настоящее время до 3-х лет) неблагоприятно влияет на её профессиональный рост. В связи с этим целесообразно предоставить женщине возможность ,по её усмотрению, раньше выходить на работу из отпуска по уходу за ребёнком; при этом сохранять за семьёй часть пособия, так как мать достаточно часто удерживает дома именно нежелание потерять эту часть дохода семьи. В принципе, финансовая поддержка семей с детьми предозначается в основном для нивелирования финансового неравенства между людьми с детьми и без детей. С этой целью, возможно, какую-то сумму выплат целесообразно оставить семье и после трёх лет- до 18 лет, пока ребёнок учится, как например, в Германии.

Выравнивание материального положения семей с детьми и без них призвано способствовать совершенствованию налоговой политики (в частности, увеличению порога стандартного налогового вычета работающим родителям, дифференцированного от количества малолетних детей в семье). В увеличении возможностей более полной реализации репродуктивных намерений значимую роль сыграет повышение доступности жилья для семей с детьми с детьми путём предоставления безвозмездных субсидий малообеспеченным семьям, льготных кредитов при строительстве ( приобретении) жилья с оказанием финансовой помощи в погашении задолжности по кредиту; предоставлению жилья социального пользования без учёта совокупного дохода семьям , воспитывающим ребёнка-инвалида. Можно также проработать вопрос об оказании помощи государства в найме жилья семьям с детьми. В настоящее время в стране стал формироваться рынок арендного жилья, его необходимо максимально развить.

В повышении престижа института семьи, родительства и других семейных ценностей, формирование более высоких установок населения на количество детей в семье, распространие здорового образа жизни населения, оптимизация миграционной политики важной задачей возложено на средства массовой информации, литературы, киноискусства. Кроме того, можно использовать и другие возможности, в том числе и рекламу. Например, целесообразно поощрять рекламу товаров и услуг, связанных с пропагандой здорового образа жизни и крепкой полной семьи с несколькими детьми, в которых отношения строятся на равноправной основе.

В виду важности для общества и страны в целом решение проблемы проблемы повышения количества родившихся в семье детей следует проработать вопрос о возможности отнесения одного из родителей в семьях на должном уровне воспитывающих 4 и более детей до 16-18 лет, как к категории занятых в экономике. При этом должна начисляться соответствующая заработная плата и эти годы включаться в стаж работы при начислении пенсии.

Для повышения выравнивания занятости членов семьи домашним трудом и увеличении значимости отцовства рассматривается вопрос о стимулировании более широкого использования право отпуска по уходу за ребёнком отцами. Сейчас, напомним, по закону отпуск по уходу за ребёнком может оформить не только мама, но и отец, а также другие близкие члены семьи. Однако воспользовались этим правом лишь 1% мужчин (включая не только отцов, но и дедушек).

Наши рекомендации