Раздел 3. Основные направления реализации демографической политики в Российской Федерации

Для преодоления негативных тенденций и стабилизации демографической ситуации в дальнейшем Указом Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г. утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - Концепция), целью которой стало создание условий для роста численности населения, увеличения ожидаемой продолжительности предстоящей жизни, повышения качества жизни в Российской Федерации.

Для достижения этой цели перед системой здравоохранения Концепцией поставлены следующие основные задачи.

• Сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний, вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), туберкулеза, от травматизма в результате ДТП несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, от самоубийств.

• Сокращение уровня материнской и младенческой смертности.

• Укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков.

 

• Снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями.

• Повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго и последующих детей.

Значительное повышение рождаемости - необходимое условие сокращения противоестественной убыли населения. В условиях сохранения массовой малодетности (1-2 ребенка) от поколения к поколению численность населения будет неизбежно сокращаться. Исходя из цели демографической политики, необходимо поэтапное повышение суммарного коэффициента рождаемости до 2,2- 2,5 ребенка в среднем на одну женщину фертильного возраста.

В связи с тем, что все большая доля рождений будет происходить у женщин старше 30 лет, актуализируется задача сохранения и улучшения репродуктивного здоровья. Ситуация усугубляется высоким уровнем заболеваемости репродуктивной системы, а также тем, что аборт продолжает оставаться одним из основных методов регулирования деторождения. Следствием абортов становятся нарушения репродуктивной сферы и бесплодие. Необходимо активизировать политику, направленную на сохранение репродуктивного здоровья и противодействие абортам. Однако последнее не должно носить запретительный характер. Основное внимание следует сосредоточить на осуществление комплекса профилактических мер, помогающих предупреждать нежелательные беременности.

Демографическая политика в сфере повышения рождаемости и укрепления семьи должна включать в себя меры, направленные на комплексную социальную поддержку семей с детьми, особенно молодых: улучшение их жилищных условий, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья. Необходимо усилить роль средств массовой информации, социальной рекламы в пропаганде семейного образа жизни, эмоционально-позитивных отношений в семье.

В то же время реализация комплекса мер по стимулированию рождаемости не может быть единственным направлением решения проблемы депопуляции населения. По оценкам известного ученого профессора Ю.М. Комарова, процессы депопуляции на 65-67% зависят от чрезвычайно высокой смертности и только на 33-35% от низкой рождаемости, поэтому сокращение численности населения можно остановить в первую очередь снижением уровня смертности. С учетом огромных потерь, которые несет общество вследствие преждевременной смертности, и преимущественно от предотвратимых причин, снижение смертности следует считать наиважнейшей государственной задачей. Тем более что смертность, по сравнению с рождаемостью, больше подвержена внешнему воздействию, и ее уровень можно снизить при соответствующих усилиях в достаточно короткие сроки.

Кроме того, для выхода России из демографического кризиса Концепцией предусматривается решение комплекса задач, связанных с социально-экономическим развитием регионов, включая обеспечение стабильного роста благосостояния населения, снижение уровня бедности, создание эффективной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемической обстановки, решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития регионов.

Для выполнения этих задач необходимо дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики. Предусматривается включение этих задач в федеральные и региональные программы социально-экономического развития с привлечением финансовых, материальных, информационных и других ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произведя сравнительный анализ медико-демографических показателей населения РФ, можно отметить следующие моменты:

· численность постоянного населения Российской Федерации за последние годы имеет стойкую слабовыраженную тенденцию к повышению, даже не учитывая присоединившееся население Республики Крым и г. Севастополя.

· доля лиц в возрасте 50 лет и старше превышает долю детей в возрасте 0-14 лет -это регрессивный тип, который угрожает нации депопуляцией.

· проанализировав число выбывших и прибывших человек в РФ за последние годы по данным Росстата можно сделать вывод о стабильном ежегодном приросте численности населения в результате миграции из других стран.

· рождаемость в РФ за последние годы претерпевает слабоположительную динамику.

· смертность в РФ за последние годы имеет неустойчивую невыраженную тенденцию к снижению.

· материнская смертность в РФ имеет устойчивую тенденцию к снижению.

· младенческая смертность начиная с 2012 года имеет стойкую тенденцию к снижению.

· анализ показателей структуры смертностипо причинам за 2014 год показывает, что на[кр1] первом месте находятся болезни системы кровообращения (55%), на втором - новообразования (15%), на третьем - внешние причины (9%). Эти заболевания составляют более 80% всех причин смертности населения Российской Федерации.

· негативный тренд естественного прироста с 2012 года меняется на положительную тенденцию, отражающую уверенный естественный прирост населения с 2013-го года.

Из приведенных выше данных можно сделать следующие выводы, что за последние годы численность населения и показатели естественного прироста Российской Федерации постепенно увеличивается за счет увеличения рождаемости, снижения смертности, в том числе материнской и детской, увеличения миграции населения из соседних стран, несмотря на регрессивный типразвития населения. При сохранении такой положительной тенденции с увеличением рождаемости и снижением смертности, увеличением притока миграции из соседних стран, Россию в будущем ожидает позитивный тренд в виде формировании прогрессивного типа развития населения. Немалые усилия нужно ещё приложить для снижения смертности от основных причин, составляющих до 80 процентов и лежащих в основе своевременной диагностики, профилактики заболеваний. Также можно сделать вывод о положительной роли в государства в увеличении рождаемости, в связи с внедрением социальных мер по стимулированию данного показателя. Для усиленной положительной динамики естественного прироста населения необходимо совершенствованиезаконодательства Российской Федерации, активное участие государства в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики,семейного, налогового и жилищного права для улучшения показателей численности населения и естественного прироста.

Список использованной литературы

1. Россия в цифрах. 2016:Крат. стат. сб./ Росстат-М., 2016 – 546 с.

2. Медико-демографические показатели в системе комплексной оценки здоровья населения: учебное пособие/ И.П. Артюхов, В.Ф. Мажаров, КрасГМУ, 2010. – 118 с.

3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351. Электронный ресурс: www.demoscope.ru

4. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. – 2010. – 61с. Электронный ресурс : www.zdravo2020.ru

5. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Ли-сицын. – М.: ГЭОТАР – МЕДИЦИНА, 2002. – С. 250.

6. Медков, В.М. Демография: учебник / В.М. Медков. – М.: ИНФРА-М,

2004. – 576 с.

7. Медик, В. А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохране-нию. Часть 1. Общественное здоровье / В. А Медик, В. К. Юрьев. – М.: Медицина, 2003. – С. 210.

8. Образцова, О.И. Курс лекций по демографической статистике. – 2005.

Электронный ресурс.

9. Предотвратимая смертность в России и пути ее снижения / Ред. Михай-лова Ю.В., Иванова А.Е. – М.: ЦНИИОИЗ. – 2006. -308с.

10. Демографический ежегодник России/М.А.Дианов.-2015:Стат.сб./ Росстат.-М., 2015. – 263с.

11. Щепин В.О., Тищук Е.Л. Аналитический обзор региональных особенно-стей здоровья населения России Часть 1 // Пробл. Соц. Гигиены,

12. Юрьев, В. К. Общественное здоровье и здравоохранение / В. К. Юрьев,

Г. И. Куценко. – Санкт-Петербург, Петрополис, 2000. – 280 c.



[кр1]

Наши рекомендации