И подготовке к семинарскому занятию. При выполнении заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию основное внимание следует уделить принципиальному различию
При выполнении заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию основное внимание следует уделить принципиальному различию методологических принципов маржинализма и классической политической экономии (включая марксизм). Необходимо понять, что в случае маржинального подхода мы имеем дело субъективной школой экономической мысли, для которой основные виды экономических отношений представляют собой следствие не объективных законов, действующих независимо от воли и сознания людей, а следствие субъективных оценок хозяйствующих субъектов. Они озабочены, прежде всего, проблемой альтернативного использования ограниченных благ в целях максимального удовлетворения своих потребностей. Причем каждый из субъектов имеет свою шкалу этих потребностей и этим определяется тип его экономического поведения.
При подготовке доклада на предложенную тему в числе прочих источников следует воспользоваться предисловием Автономова В.С. к книге «Австрийская школа политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М., 1992 – С. 5-30
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература:
1. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы / С. А. Бартенев. - М.: 2004. – Гл. 17.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг. - М.: 1994. – Гл. 8, 9, 10.
3. История экономических учений /под ред. В. Автономова и др. - М.: 2010. – Гл.10, 11, 15.
4. Маршалл, А. Принципы экономической науки /А. Маршалл. - М.: 1993. – Гл. 1,2,3.
5. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 14, 15, 16.
6. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 2 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2010.
Дополнительная литература:
1. Бейтон, А. 25 ключевых книг по экономике /А. Бейтон. - «Урал LTD»: 1999.
2. Белоусов, В. М. История экономических учений / В.М. Белоусов, Т. В. Ершова. Ростов н/Д: 1999.
3. История экономических учений /под ред. А.Г. Худокормова. - М.: 2004.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается основная идея маржинализма?
2. Сформулируйте «законы Госсена».
3. Какие методы экономического анализа характеризуют сущность «маржинальной революции»?
4. Раскройте суть деления Менгером благ на блага низшего и высшего порядка по принципу комплементарности.
5. Как О. Бём-Баверк трактует категорию ценность и принцип убывающей полезности, исходя из своего примера об одиноком поселенце?
6. В чем новизна характеристики рыночной цены в трактовке А. Маршалла?
7. Какими факторами обусловлена эластичность спроса?
Модуль 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМОЙ (СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ) РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 3.1. Кейнсианство и посткейнсианство
I. Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определение следующих понятий: национальный доход, совокупный эффективный спрос, основной психологический закон, склонность к сбережениям, предельная склонность к потреблению, мультипликатор инвестиций, полная занятость, экономический рост, макроэкономика. Представить их в письменном виде
2. Подготовить доклад на тему: «Дж. М. Кейнс – архитектор макроэкономики».
3. Составить конспект фрагмента из работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», который содержится в хрестоматии учебника Белоусов В.М., Ершова История экономических учений. Ростов-на-Дону, 1999.
4. Принять участие в учебной конференции на тему: «Методологические, теоретические и практические новации в работе Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
I. План семинарского занятия
(Форма обучения очная)
1. Теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса.
2. Практические рекомендации Кейнса по антикризисному регулированию рыночной экономики.
3. Теория экономического роста Р. Харрода и Э. Хансена.
4. Неокейнсианские теории экономического роста У. Ростоу, Е. Домара, Дж. Робинсон.
II. Рекомендации по выполнению заданий