Разновидности несовершенной конкуренции. Специфика монополистической конкуренции
Разновидности несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция может возникнуть как на полюсе продавца, так и на полюсе покупателя. При этом больше внимания обычно уделяется анализу полюса продавца, где формируется объем рыночного предложения.
В качестве основных разновидностей несовершенной конкуренции выделяются:
1) чистая (абсолютная) монополия;
2) олигополия;
3) монополистическая конкуренция. Чистая монополия — это такая ситуация на рынке продукта, когда поставщиком продукта выступает лишь один хозяйствующий субъект. В условиях чистой монополии вся отрасль предстает в виде одного предприятия. Можно говорить о наличии абсолютной экономической власти поставщика над рынком продукта. Среди Факторов, способствующих образованию чистой монополии, в первую очередь следует выделить естественные условия. Ограниченность (уникальность) природных ресурсов (например, единственное месторождение угля) приводит к образованию естественной монополии. Необходимость соблюдения особых технических условий, когда транспорт, телефонная связь, системы энерго-, водо-, газоснабжения и т. д. могут функционировать лишь как единое общенациональное предприятие, ведет к возникновению технической монополии. В процессе централизации управления, например, государственными предприятиями возникают организационные монополии в виде отраслевых министерств, концернов, ассоциаций, корпораций и т. д. Экономическая монополия складывается на основе концентрации и централизации производства. Концентрация производства ведет к тому, что в отрасли исчезают мелкие и средние предприятия и начинают доминировать крупные хозяйствующие субъекты. Централизация производства выступает результатом соглашения, достигнутого между хозяйствующими субъектами отрасли. В качестве основных форм таких соглашений выступают картель, синдикат, трест и концерн. В современных условиях используются ФПГ, холдинги и т. д. Последствия чистой монополии. В деятельности чистой монополии выделяются как отрицательные, так и положительные моменты.
Отрицательные стороны хорошо известны, они типичны для монополистического поведения (см. выше). Что касается положительных моментов, то они связаны с концентрацией производства и наиболее полным использованием положительного эффекта масштаба производства. «Национальный чемпион» имеет возможность лучше организовать подготовку высококвалифицированной рабочей силы, более прочно закрепить свои позиции на внешних рынках. Появление новейших технологий подрывает позиции технических монополий (например, внедрение сотовой связи подорвало позиции телефонных монополистов). Проводя антимонопольное регулирование, государство ставит под запрет соглашения картельного типа. Олигополия. В данном случае речь идет о такой ситуации, когда рынок продавца представлен не одним, а несколькими крупными предприятиями («олиго» означает «немногие; «полети» - торгуют). Олигополия есть такая ситуация на рынке продукта, когда складывается экономическая власть нескольких крупных хозяйствующих субъектов. В экономической теории принято считать, что олигополия предполагает наличие на рынке продукта от 2 до 24 поставщиков. Но для «плотной олигополии» характерно наличие от 2 до 8 продавцов. Здесь существует опасность заключения монополистического соглашения картельного типа (экономическая монополия). Далее следует «разреженная олигополия», для которой характерно наличие от 9 до 24 хозяйствующих субъектов. Следует признать, что в современных условиях именно олигополия, а не чистая монополия, является преобладающей формой несовершенной конкуренции. Но тип экономического поведения остается все тем же - монополистическим. Для олигополии объектами повышенного внимания выступают цена и качество товара, объем продаж и ее доля на рынке продукта, вероятность появления новых конкурентов и изменения действующего законодательства, стратегия стимулирования сбыта. В функционировании олигополии принято выделять положительные и отрицательные стороны. Современная олигополия обычно располагает многими преимуществами крупного производства, активно выходит на внешний рынок, в состоянии в сжатые сроки внедрить в производство сложный технический проект. Монополистическая конкуренция. Итак, мы установили, монополия - это, как правило, крупное предприятие (единственное в отрасли) или несколько крупных предприятий, которые доминируют в отрасли и «плохо себя ведут». Монополия производителя, основанная на дифференциации продукта, есть монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция как рыночная структура:
Дифференциация продукта | Сегментация рынка | Нейтрализация товаров-заменителей | Свобода входа и выхода |
Монополистическая конкуренция |
Отсутствие стратегического поведения Монополизация особого фактора производства Контроль над ценой и объемом продаж Наличие широкого круга товаров-заменителей