Принцип сострадания и расходования на других

Одной из важных целей Исламской экономической системы является установление социально-экономической справедливости всего населения государства.

"Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня". (41:10)

Однако, в силу разных причин распределение этих ресурсов не проходит справедливо, делая некоторых очень богатыми, владеющими богатствами намного больше собственных потребностей, остальных очень бедными, не имеющими ничего или недостаточно для удовлетворения своих базовых потребностей.

Ислам делает вызов такому непропорциональному распределению ресурсов, обязывая богатых отдавать часть имущества для помощи бедным и несчастным членам общества (инфак). Инфак означает расходование в целях улучшения общества и его членов (включая самого расходующего и его семью). Более 150 аятов Корана побуждают к расходованию; даже больше, чем число аятов, перечисляющих знаменитые пять столпов ислама. Коран называет Пророка Мухаммада (меиб) "Милостью для всего человечества".

Среди бесчисленных хадисов, призывающих к инфак, можно выделить следующий:

Все сущее находится под опекой Аллаха, и наиболее любимы им те, кто добродетельнее всех к подопечным Аллаха".

"Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с совершающими поклон". (2:43)

"Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом".(3:92)

"Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных".(70:24,25)

"А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими". (59:9)

"Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, кто правдивы. Таковы богобоязненные"(2:177).

"Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: "Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом" (2:215).

"Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть…" (63:10).

"Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель". (2:195). То есть не расходование приравнивается к обреканию себя на гибель.

"Когда им говорят: "Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах", - неверующие говорят верующим: "Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении". (36:47).

Второй халиф Ислама, Умар Фарук (р.а.) питался черствым хлебом, т.к. считал постыдным есть свежий хлеб, в то время, как не каждый в обществе мог себе это позволить.

Очень важную роль в оказании помощи другим членам общества играет также «кард хасан» - беспроцентное одалживание во имя Аллаха, которое укрепляет взаимосвязь между людьми и оперативно разрешает мелкие проблемы. Если временно нуждающийся не сможет взять в долг, то его мелкие неурядицы постепенно превратятся в большие проблемы и грозят шумными скандалами и для остальной части общества.

«… если вы …. Поможете им и одолжите Аллаху прекрасный заем, то я отпущу вам ваши прегрешения и введу вас в сады, в которых текут реки…» (5:12)

«Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда» (57:11) (см. также 73:20)

В сборнике хадисов Ибн Маджа (Садакат, 19) говорится, что вознаграждение за беспроцентное одалживание в восемнадцать раз превышает награду за милостыню.

Вывод:

Если у вас остается страх того, что вы обеднеете из-за благотворительности, то хотя бы старайтесь давать нуждающимся в долг, что также приравнивается к расходованию на других, но будет возвращено вам уже в этой жизни.


Наши рекомендации