ПРОГРАММА Производственной ПРАКТИКИ
Производственная практика проводится студентом в форме самостоятельной работы в структурном подразделении на конкретной должности, а также выполнением им временных и постоянных заданий по поручениям руководителей и специалистов. Идеальный вариант - прохождение практики в конкретной должности и закрепление за собой места будущей работы.
По своему содержанию практики предусматривают:
- выполнение практического задания в сроки, установленные календарным планом прохождения практики;
- применение студентами на практике полученных в процессе обучения базовых и специальных знаний;
- изучение структуры учреждения, организации, функций и должностных обязанностей ее сотрудников;
- изучение организации документооборота, порядка составления деловых и юридических документов, формирования номенклатуры дел;
- изучение системы подготовки, принятия и исполнения решений;
- приобретение навыков сбора, обработки, систематизации и анализа информации для написания курсовых и выпускных квалификационных работ;
- участие в разработке предложений по решению управленческих задач и проблем;
- составление итогового отчета по прохождению практики, включающего практические результаты и выводы, с приложением документов, над которыми работал студент.
В частности, при прохождении производственной практики в региональных управлениях ФНС РФ студенты должны изучить организацию и приобрести навыки работы в части:
- функционального взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц внутри управления ФНС РФ и нижестоящими территориальными налоговыми органами;
- осуществления налогового контроля, в т.ч. выявления доходов и других объектов, сокрытых от налогообложения;
составления контрольно-проверочных и административно-процессуальных документов и реализации материалов налоговых проверок, применения налоговой и административной ответственности за нарушения налогового законодательства;
- оказания методической и практической помощи нижестоящим налоговым инспекциям и органам;
- взыскания налоговых недоимок, пеней и штрафов;
- предупреждения налоговых правонарушений и разъяснения среди населения налогового законодательства, даче письменных разъяснений на письменные запросы налогоплательщиков;
- контроля за деятельностью подчиненных УФНС налоговых органов путем анализа контрольно-проверочных материалов, жалоб налогоплательщиков на действия, акты и решения налоговых органов или личного участия в проведении повторных либо дополнительных налоговых проверках, проводимых по решению УФНС и подготовке по их результатам итоговых документов.
При прохождении практики в территориальных налоговых инспекциях на конкретных рабочих местах студенты должны изучить порядок:
- работы по приему и проверке налоговых деклараций и других сведений и документов, представляемых физическими и юридическими лицами по различным налогам;
- осуществления контроля за соблюдением плательщиками установленных правил налогообложения по видам налогов и сборов и применения способов выявления доходов и иных объектов, скрытых от обложения;
- производства по делам о налоговых правонарушениях;
- производства по делам об административных правонарушениях;
- взыскания недоимок по налогам, пеней и штрафов;
- организации исковой работы налогового органа.
На примере трех-четырех плательщиков, представляющих разные организационно-правовые формы предпринимательской или некоммерческой деятельности, используя имеющиеся в налоговом органе материалы и сведениям об исполнении ими налоговой обязанности (деклараций, лицевых счетов, и др.) изучают организацию работы и лично выполняют отдельные функции ИФНС или действия по:
- учету плательщиков налогов и сборов;
- ведению оперативного бухгалтерского учета по отдельным плательщикам и видам налогов и сводного оперативного бухгалтерского учета по налогам и другим платежам в бюджет;
- составлению сведений о фактически поступивших в бюджет сумм налогов и выявленных недоимке и начисленных пени;
- приему налоговой отчетности, поступающей от налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
- производству камеральных и выездных налоговых проверок;
- применению различных способов выявления фактов недостоверного определения налогооблагаемой базы; облагаемых и необлагаемых оборотов по реализации товаров, работ и услуг, применения льгот и ставок по налогам и сборам;
- составлению актов налоговых проверок и решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения актов камеральных и выездных налоговых проверок, в том числе протоколов об административных правонарушениях налогового законодательства должностными лицами;
- контролю за полнотой и своевременностью внесения авансовых платежей в бюджет и сумм по перерасчетам налогов и сборов;
- применению упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
- переводу налогоплательщика на уплату единого налога на вмененный доход и расчету налоговой базы в виде вмененного дохода.
Кроме того, студенты должны ознакомиться с порядком составления налоговой отчетности о поступивших суммах налогов, изучить опыт планирования налоговых платежей, осуществить анализ фактических налоговых поступлений за отчетный (налоговый) период, под руководством опытных сотрудников налогового органа принять непосредственное участие в проведении налоговых проверок, составлении информационно-аналитических и других документов о деятельности налогового органа.
При прохождении практики в коммерческих и некоммерческих организациях студенты должны изучить порядок и приобрести навыки:
- организации работы по налогам в принимающей организации;
- осуществления расчетов по налоговым платежам с бюджетами и государственными внебюджетными фондами;
- организации налогового планирования;
- ведения налогового учета и осуществления учетной политики;
- составления первичных бухгалтерских документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов;
- подготовки сводных ведомостей по счетам аналитического и синтетического учета, главной книгой, журналами регистрации счетов-фактур и другими документами, служащими основанием для составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
- составления налоговых расчетов и налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы;
- расчета авансовых платежей по срокам уплаты различных налогов;
- составления платежных документов на перечисление налогов в бюджеты и внебюджетные фонды.
Кроме того, на основе фактического материала (годовой или квартальный отчетности) студенты должны самостоятельно провести:
- проверку взаимоувязки цифровых данных статей бухгалтерской и налоговой отчетности;
- корректировку бухгалтерской отчетности для целей налогообложения;
- анализ соответствия данных бухгалтерской и налоговой отчетности первичным документам организации выполнить;
- расчет авансовых платежи по налогам и определить сроки их уплаты;
- расчеты сумм платежей по налогам, уплачиваемым за месяц, квартал, год;
- заполнение платежные документы на перечисление налоговых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
При прохождении производственной практики в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях на фактическом материале следует изучить особенности определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, налогообложения доходов от операций с ценными бумагами юридических и физических лиц. В банках имеющих лицензию на осуществление валютных операций, обратить внимание на особенности исчисления налогов по операциям и сделкам в иностранной валюте.
Если принимающей стороной является аудиторская фирма, то студенту следует ознакомиться: с составом и структурой подразделений (отделов, групп), специализирующихся на проведении налогового аудита и изучить особенности последнего. Участвуя в аудиторских проверках, проводимых в составе бригады аудиторов, проанализировать постановку налогового учета, достоверность определения налогооблагаемой базы по налогам, на обоснованность полученных льгот в обслуживаемой организации. По итогам проверки сделать проект аудиторского заключения (или части его), разработать рекомендации по исправлению выявленных нарушений или допущенных отклонений.
Студенты, проходящие производственную практику, учитывая основные виды профессиональной деятельности специалиста: налоговую; финансово-экономическую; правовую; нормативно-методическую, а также возможности его профессиональной деятельности в органах и организациях, осуществляющих: контрольно-ревизионную; аудиторскую; экспертно-консультационную; планово-аналитическую; организационно-управленческую; внешнеэкономическую - углубляют свои познания и навыки в этих отраслях с учетом избранной специализации своей поствузовской профессиональной деятельности.