Порядок выбора темы курсовой работы
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно на основе тематики, утвержденной кафедрой. Тема может быть выбрана и индивидуально, с учетом личного практического опыта студента, но в этом случае требуется ее согласование с научным руководителем. После выбора темы следует ознакомиться со всеми вопросами, связанными с ней, по программе курса и изучить методические пособия по этой дисциплине, а затем литературу, рекомендованную в рабочей программе. Результатом этой работы должен стать предварительный вариант плана курсовой работы по выбранной теме. Затем предстоит самостоятельно расширить круг литературных источников, подобрать фактический материал и составить окончательный вариант плана курсовой работы, согласовав ее с научным руководителем. Окончательный вариант плана определяет содержание курсовой работы.
2. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Продажи как элемент коммерческой деятельности предприятия.
2. Построение конкурентной стратегии продаж.
3. Роль деятельности в сфере продаж в построении партнерских отношений.
4. Механизм формирования конкурентоспособного товарного ассортимента товаропроводящими предприятиями.
5. Планирования деятельности в сфере продаж товаропроизводящих предприятий.
6. Роль продаж в организации сбытовой деятельности предприятий.
7. Экономико-финансовые показатели оценки сбытовой деятельности предприятий.
8. Механизм выбора партнеров для осуществления продаж.
9. Информационное обеспечение сбытовой деятельности
10. Механизм построения системы взаимодействия с потребителя реализуемой продукции.
11. Методы кредитования сбытовых сделок.
12. Роль бартера в организации продаж.
13. Использование персональных продаж производственно-коммерческими предприятиями.
14. Формирование стратегических планов продаж товаропроизводящими предприятиями.
15. Формирование стратегических планов продаж товаропроводящими предприятиями.
16. Особенности организации внешнеторговой деятельности.
17. Методы оценки продаж.
18. Механизм распределения прав и ответственности функционирования сбытовой цепочки.
19. Конкуренция на основе сотрудничества в деятельности, связанной с продажами.
20. Управление торговым персоналом коммерческого предприятия.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа представляет собой самостоятельную экономическую работу студента по выбранной теме. По отдельным темам необходимо изучить действующие государственные стандарты, инструкции и другие нормативные акты.
Курсовая работа должна выполняться по следующей основной схеме.
1. Сбор материалов, необходимых для выполнения курсовой работы, посредством использования литературных источников (учебников, учебных пособий, монографий, статей), нормативных актов, директивных документов и документации предприятий и организаций по рассматриваемой в работе проблематике. На этом этапе отбирается необходимая информация для включения в текст пояснительной записки курсовой работы и для представления в виде графических материалов.
2. Систематизация и обработка отобранного материала по каждому из разрабатываемых в аналитическом разделе курсовой работы вопросу или проблеме. На этом этапе выстраивается логическая схема аналитической части курсовой работы с составлением соответствующих таблиц и графиков. На базе систематизации собранного материала формируются основные направления анализа. Одновременно выясняется необходимость сбора дополнительной информации по отдельному вопросу или вопросам.
3. Сбор дополнительной информации и разработка аналитической части курсовой работы. На этом этапе оценивается сбытовая деятельность выбранного студентом для анализа коммерческого предприятия.
Алгоритм оценки функционирования коммерческой структуры выглядит следующим образом:
· Выбор объекта исследования, которым может выступать любое коммерческое предприятие – товаропроизводящее или товаропроводящее, - осуществляющее сбытовую деятельность.
· Анализ цели и предмета сбыта по выбранному объекту.
Описание выполнение основных функций коммерческого характера: налаживание контактов, обеспечение взаимовыгодности сделки, транспортировки товара от производителя к потребителю, хранение товара, расфасовки, упаковки товара, кредитование сделок, аккумуляции разных товаров в одном месте, сервисное обслуживание технически сложной продукции, сбор и передача информации от потребителя к производителю;
Вспомогательных функций коммерческого характера: маркетинговой, юридической;
Функций обеспечения деятельности в сфере продаж: кадрового, материально-технического, финансового обеспечения;
Функций управления: планирование, организация, учет, контроль, регулирование, координация, мотивирование.
Характеристика взаимоотношения коммерческой службы с важнейшими подразделениями предприятия: производственным отделом, службой закупок, отделом финансов, маркетинговым отделом, отделом НИОКР, а также отделом кадров.
При этом требуется показать различия и совпадения в текущих и стратегических целях рассмотренных подразделений, оценить (по достижению коммерческой цели функционирования предприятия) рациональность выбранных на предприятии приоритетов.
· Анализ среды функционирования предприятия.
Для конкретного предприятия необходимо провести на основании внутренней информации (бухгалтерский баланс, отчет о прибылых и убытках, баланс денежных потоков, отчеты служб снабжение, производства, сбыта о ритмах и объемах их работы, структура взаимосвязи отделов предприятия и оценка совпадения целей их работы) и внешней (потребительский спрос, тенденции потребительских желаний, неудовлетворенность существующим товарным ассортиментом, факторы, влияющие на потребительское поведение, уровень конкуренции на выбранном для работы рынке, количество прямых, косвенных конкурентов, распределение рынка среди конкурентов) анализ существующих позиций и прогнозных выгод работы предприятия на выбранном сегменте рынка.
Для студентов, объектом исследования которых выступает товаропроизводящее предприятие, необходимо охарактеризовать посреднические организации, определив их тип, механизм организации работы.
В случае, когда объектом выступают товаропроводящие предприятия требуется описать производителей реализуемой продукции: специализацию производства, товарный ассортимент, объем производства, специфику и сложность производимой продукции, инфраструктуру месторасположения, материально-техническую базу и финансовой положение.
В ситуации сложности получения исходной информации возможно использование экспертных оценок.
Оценка потребителей строится в соответствии с осуществлением механизма сегментации рынка.
· Анализ существующей системы продаж продукции.
Анализу необходимо подвергнуть следующие факторы: существующие формы сбыта (прямой, косвенный, независимый), виды каналов сбыта (традиционный, вертикальный координированный, вертикальный административный, вертикальный договорной, горизонтальный, интегральный), организационная структура системы сбыта (функциональная, товарная, региональная, объектовая потребительская, объектовая отраслевая, комбинированная), показатели, характеризующие функционирование канала сбыта (длина, ширина, скорость, импульсивность, емкость, покрытие)
· Характеристика и оценка существующих методов продвижения продукции предприятий (реклама, PR, личные продажи, стимулирующие мероприятия, выставочная деятельность)
4. По результатам предварительной защиты курсовой работы руководитель индивидуально на основании оценки первой аналитической части выдает задания, заключающиеся в изменении одного или нескольких факторов среды функционирования оцениваемого предприятия, а также определения срока планирования ил прогнозирования этих изменений. Студент, принимая во внимание индивидуальное задание, и базируясь на функционировании сбытовой сети, разрабатывает план-прогноз, а также предлагает набор мероприятий по переходу от одного состояния сбытовой цепочки к другому.
5. Оформление курсовой работы — пояснительной записки и графических материалов. На этом этапе возможно определенное уточнение аналитического раздела работы, а также разработанных предложений, рекомендаций и проектных решений. Здесь осуществляется литературная обработка текста курсовой работы, составляется окончательный список литературных источников, используемых при выполнении работы, оформляется графический материал (схемы, таблицы, диаграммы, графики и рисунки). В курсовой работе студент должен:
• изложить сущность выбранной проблемы, ее место в общих задачах товароведения и экспертизы и значение, а также обосновать важность и актуальность рассматриваемых вопросов с теоретических и экономико-организационных позиций;
• проанализировать современное состояние изучаемой проблемы, исследуя основные этапы ее эволюции (формирование, становление и развитие) в историческом аспекте, а также прогнозы на будущее;
• представить экономические расчеты в виде примеров, схем, диаграмм, графиков и формул, характеризующих основные тенденции развития конкретных процессов или звеньев в динамике;
• дать критические замечания, выявить имеющиеся в настоящее время недостатки и разработать предложения по совершенствованию работы сбытовой деятельности коммерческих предприятий;
• показать возможность и перспективы их развития на примере отдельной фирмы, на примере отрасли, или в целом по стране.
В процессе выполнения курсовой работы и при разработке отдельных ее разделов студент должен показать не только свою общетеоретическую подготовку, но и умение систематизировать, анализировать, обобщать, правильно излагать конкретный материал. При углубленной проработке и решении отдельных вопросов в процессе выполнения курсовой работы студентом должна быть проявлена самостоятельность и инициатива как в изучении литературных источников, так и практического опыта конкретных предприятий и организаций с целью выбора варианта решения проблемы, поставленной в курсовой работе, который является наиболее приемлемым для данных экономических условий развития страны.
Курсовая работа является результатом самостоятельной разработки студентом конкретных актуальных экономических проблем, представляющих практическую значимость. Для ее написания необходимо привлекать как теоретические, так и фактические материалы (в том числе и архивные), которые следует тщательно проанализировать для последующего формирования предложений и рекомендаций. Для того чтобы курсовая работа носила определенную логическую последовательность, в соответствии с выбранной темой студент составляет детальный план работы. При этом по каждой теме рассматривается 3-4 наиболее важных вопроса. Курсовая работа должна быть написана литературным языком, без произвольных сокращений слов.
Курсовая работа должна содержать следующие разделы: введение, теоретический обзор проблемы, аналитический раздел, основная практическая (рекомендательная) часть, заключение и список литературы, используемой при написании работы.
Введение. Во введении автору курсовой работы необходимо обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее место в общих задачах сбытовой деятельности коммерческих, четко сформулировать цели и задачи курсовой работы, кратко раскрыть содержание каждого раздела. Введение, как правило, занимает 2 - 3 страницы машинописного текста.
Теоретический обзор проблемы. В данном разделе дается краткий анализ различных теоретических концепций, связанных с исследуемой проблематикой. При этом данный анализ должен носить объективный характер, т. е. должна быть дана как позитивная характеристика той или иной концепции, так и ее недостатки. Теоретический обзор проблемы занимает 5 - 7 страниц машинописного текста.
Аналитический раздел. В этом разделе излагаются теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, ее важность и значение для народного хозяйства в целом или отдельных его отраслей.
Автор должен провести всесторонний экономический анализ рассматриваемой проблемы на основании действующих нормативных актов, собранных статистических данных и практических материалов. Аналитический раздел должен заканчиваться выводами, вскрывающими существующие недостатки в системе организации и планирования на том уровне управления, который рассматривается в курсовой работе. Здесь следует показать необходимость совершенствования сбытовой системы. Аналитический раздел занимает 7 -10 страниц машинописного текста.
Основная практическая (рекомендательная) часть.
Этот раздел включает также характеристику того предприятия или организации, информация о которой была использована при выполнении курсовой работы Данный раздел курсовой работы посвящен вопросам совершенствования конкретной системы товароведения или экспертизы, анализ которой был проведен в предыдущем разделе. Здесь студент должен всесторонне обосновать и охарактеризовать рекомендуемые предложения. При этом направления совершенствования системы должны быть подкреплены соответствующими цифрами. По возможности» целесообразно рассчитать экономическую эффективность проектных предложений, которая может быть выражена или в стоимостных единицах, или различными показателями, характеризующими повышение конкурентоспособности предприятия, ростом прибыли, оборота. Основная часть занимает порядка 7 - 10 страниц машинописного текста.
Заключение. Курсовая работа завершается краткими выводами. Эта часть работы характеризует степень и качество выполнения поставленной перед студентом задачи. Выводы формулируются исходя из следующей схемы: задачи курсовой работы, методы и средства решения этих задач, характер полученных в курсовой работе результатов. Заключение занимает 3- 4 страницы машинописного текста.
Библиография. В списке литературных источников, используемых при выполнении курсовой работы, должны быть представлены: законодательные акты, постановления правительства, регламентирующие инструкции отраслевых министерств и официальные статистические документы; монографические исследования отечественных и зарубежных специалистов в области товароведения и экспертизы; учебники и учебные пособия; статьи, помещенные в общеэкономических и отраслевых журналах, в сборниках научных трудов; материалы периодической печати. Библиографическое описание используемой литературы должно быть точным и полным и включать следующие элементы: фамилию и инициалы автора (авторов) или редактора; полное название монографии; место издания; издательство; год издания. При включении в библиографию статей необходимо указать фамилию и инициалы автора (авторов), полное название журнала или сборника, год выпуска и его номер.
Требования к оформлению курсовой работы. К оформлению курсовой работы предъявляется ряд требований. Так, собранный первичный материал должен быть обработан, а данные сведены в таблицы. Таблицы должны иметь номера и заголовки, определяющие их содержание. Обязательной частью курсовой работы являются графические материалы, которые используются для анализа цифровых данных, а также при освещении вопросов организации, планирования и управления качеством. Это схемы, диаграммы и картограммы, набор формул, используемых для математической формализации задачи, блок-схемы алгоритмов ее решения, графики экономической эффективности и др.
Все иллюстрации к курсовой работе (схемы, графики, диаграммы) должны обязательно иметь порядковый номер и подрисуночные подписи. На каждую иллюстрацию необходима соответствующая ссылка в тексте, кроме того, должны быть указаны используемые источники. Курсовая работа должна иметь оглавление (с указанием страницы начала каждого раздела) и поля в соответствии с принятым стандартом. Работа должна быть написана на одной стороне листа и кроме основного текста иметь титульный лист определенной формы.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Изложение всех вопросов в курсовой работе должно быть самостоятельным, последовательным, взаимосвязанным и строго выдержанным в соответствии с названиями глав, указанными в содержании. Изложение не следует перегружать общеизвестными положениями, обилием формул, изложением многочисленных инструкций. Приводимые в тексте цитаты должны точно соответствовать оригиналу; они заключаются в кавычки, и дается ссылка на первоисточник. При изложении материала необходимо правильно использовать экономическую терминологию, придерживаться официальной стилистики, не допускать произвольных сокращений.
Курсовую работу следует писать на отдельных сброшюрованных листах белой бумаги формата А4 с одной стороны. Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы ставится внизу по центру без знаков препинания. Первой страницей считается титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. Титульный лист оформляется согласно требованиям и должен содержать такие данные, как наименование учебного заведения, название темы курсовой работы, фамилия и инициалы студента и руководителя и т. д. (Приложение1). Страницы нумеруются начиная со второй, на которой приводится содержание курсовой работы с указанием страниц начала глав и параграфов (при их наличии). Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию, за исключением введения и заключения. Глава обозначается одной цифрой с точкой, номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером главы, а вторая — номером параграфа. В тексте работы на страницах оставляются поля согласно требованиям ВУЗа.
В начале каждой главы или параграфа указывается их название; каждую главу необходимо начинать с новой страницы.
Если в работе имеются наглядные материалы (схемы, графики, диаграммы, чертежи), то они оформляются на отдельных страницах и обозначаются «Рис.»; название приводится под рисунком. Рисунки помещаются в соответствии с логикой изложения и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах каждой главы (например, первый рисунок в первой главе будет обозначен: Рис. 1.1). Таблицы нумеруются также арабскими цифрами в пределах главы (например, первая таблица второй главы имеет обозначение: Табл. 2.1). Заголовок таблицы должен отражать ее содержание и размещаться над таблицей. Если показатели таблицы имеют одинаковую размерность, то она вносится в заголовок. В том случае, когда показатели имеют разную размерность, в таблицу включают отдельную графу — «Единицы измерения». Последние можно указывать с сокращениями, но с соблюдением действующих стандартов.
При использовании в курсовой работе цитат, цифровых материалов, мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на первоисточники. Ссылки на цитаты можно оформить двумя способами: в виде подстрочных ссылок и ссылок на произведение, включенное в список литературы.
Подстрочные ссылки нумеруются на каждой странице работы, начиная с цифры 1. Они должны содержать полное описание источника: фамилию и инициалы автора, заголовок произведения, место издания, издательство, год издания, страницы. При использовании в работе статьи, опубликованной в сборнике, журнале или газете, кроме фамилии и инициалов автора статьи в ссылку включаются сведения о сборнике (название, год, номер, страницы), журнале или газете (название, год, число, месяц или номер и страница, если объем газеты превышает 6 страниц). В повторных ссылках приводят только фамилию и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы. При повторных ссылках допускается сокращение длинных заглавий путем замены опущенных слов многоточием. При ссылке на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или цитаты в квадратных скобках проставляют номер, под которым это произведение значится в списке, а при цитировании — и страницы, например: [25] или [15, с. 55].
После заключения помещается список литературы. Наиболее распространенным способом группировки материала является расположение в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий произведений. В виде исключения допускается расположение литературных источников по тематическому или хронологическому принципу. Нумерация источников в списке должна быть сплошной.
Приложения располагаются на отдельных страницах и помещаются после списка литературы. Они должны иметь заголовки и последовательную нумерацию, например: Приложение 1. Нумерация страниц приложений продолжает общую нумерацию работы.
5. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Законченная курсовая работа, содержащая все требуемые элементы оформления, вставленная в обложку и крепленная по левому краю, сдается на проверку научному руководителю.
Если курсовая работа выполнена в соответствии с изложенными требованиями кафедры, руководитель подписывает её к защите и возвращает студенту. Если в работе имеются ошибки, руководитель на полях или в рецензии делает соответствующие замечания.
Если курсовая работа получает неудовлетворительную оценку со стороны руководителя, студент должен её переработать, устранив замечания руководителя.
Подписанная руководителем курсовая работа защищается в назначенные сроки.
6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. – М.: Экономика, 1999.
2. Василенок В.Л., Вхождение в бизнес: экономические и социально-психологические проблемы. – СПб.: Агентство ИГРЕК, 2003.
3. Витт Ю. Управление сбытом. – М.: Инфра-М, 2004.
4. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.:Финпресс, 2000.
5. Дихтль Е., Херген Х. Практический маркетинг. – М. Высшая школа, 2004.
6. Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2003.
7. Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий. – СПб.: Питер, 2004.
8. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – СПб.: Питер, 1999.
9. Энджелл Дж.Ф., Блэкуелл Р.Д., Миниард П.У. Поведение пoтребителей. – СПб.: Питер, 1999.
Дополнительная литература
1. Козлов В.К., Старкова С.А. Коммерческая деятельность производственных предприятий. – СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 1998.
2. Лавров Г.А. Сбытовая политика маркетинга. – СПб.: Издательство СПБГИЭА, 1994.
3. Хопкинс Т. Искусство торговать. – СПб.: Литера, 1999.
Приложение 1