Лекционного курса «Экономика (Экономическая теория)» для студентов неэкономических факультетов ИвГУ
Учебное пособие
Для самостоятельной работы студентов филологического факультета
Иваново
Издательство «Ивановский государственный университет»
ББК 65.
Э40
Рецензенты:
Доктор экономических наук, профессор Квашнина Н. А.
Солдатов, Вадим Владимирович
Э40 Экономика (Экономическая теория): Учебное пособие для вузов. Иваново. Издательство «Ивановский государственный университете», 2011
ISBN 5-691-00040-3
Основной целью учебного пособия является воспитание у студентов неэкономических факультетов ИвГУ экономического мышления, которое должно помочь им разобраться в широком круге экономических вопросов в области экономической теории, а также научить принимать экономически обоснованные решения в условиях современной рыночной экономики.
Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования
© Издательство «Ивановский государственный
Университет», 2011
Введение
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов филологического факультета ИвГУ и составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.[1]
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
(Экономика)
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продукта. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабильная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережение. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
П Л А Н
лекционного курса «Экономика (Экономическая теория)» для студентов неэкономических факультетов ИвГУ
№ | Наименование темы | Страница |
Раздел №1. Введение в экономическую теорию | ||
Становление и развитие экономической теории | ||
Предмет и метод экономической теории | ||
Производственные возможности общества и экономический выбор. Экономические системы | ||
Общественное производство. Экономический рост и цикличность экономического роста. | ||
Раздел №2. Микроэкономика | ||
Рыночный механизм. Эластичность. | ||
Потребительские предпочтения и предельная полезность | ||
Функционирование предприятий. Издержки и прибыль предприятий | ||
Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция | ||
Рынок капитала и рынок труда | ||
Внешние эффекты и общественные блага | ||
Раздел №3. Макроэкономика | ||
Макроэкономическое равновесие | ||
Потребление и сбережения. Инвестиции | ||
Деньги и их функции. Денежно-кредитная политика | ||
Инфляция и ее виды. Взаимосвязь инфляции и безработицы | ||
Банковская система. Государственные расходы и налоги | ||
Мировое хозяйство и интернационализация производства | ||
Раздел №4. Особенности переходной экономики в России | ||
Преобразование экономических систем: переходная экономика. Разгосударствление и приватизация в переходной экономике | ||
Роль государства в переходной экономике. Структурная перестройка экономики |
Раздел №1
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
|
В экономической теории получила распространение точка зрения о том, что XXI век это время коренных изменений, как в национальном производстве, так и мировом хозяйстве.
Эти изменения должны повлечь за собой коренную перестройку экономической организации общества, а также изменения в понимании экономических явлений и процессов.
В новых условиях существование России, как самостоятельного, независимого государства, невозможно без завершения формирования и дальнейшего развития рыночной организации хозяйства, без обеспечения высоких и эффективных темпов экономического роста, повышения уровня жизни населения и его культуры.
Для достижения этих целей Россия обязана в исторически короткие сроки завершить формирование рыночной экономики и совместно с промышленно развитыми странами перейти к постиндустриальному (информационному) обществу.
Новый этап развития цивилизации неизбежно вызовет к жизни новую парадигму экономической теории и хозяйственной практики, а для этого необходимы теоретически подготовленные экономисты, прогрессивно мыслящие предприниматели и государственные служащие.
Подготовка этих специалистов невозможна без изучения экономической теории, которая не только должна вооружать их знаниями, формировать их экономическое мышление, но и порождать желание совершенствовать хозяйственную практику и реализовывать новые идеи.