Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов III курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава).

«Обследование больных с заболеваниями органов брюшной полости»

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов III курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.

Жмуров В.А., Осколков С.А.,

Яркова В.Г., Решетникова Т.В., Фролова А.Б.

Тюмень 2010г.

Учебно-методическоепособие для самостоятельной работы студентов III курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.

Подготовили: профессор д.м.н. Осколков С.А., доцент, к.м.н. Яркова В.Г., к.м.н. Решетникова Т.В., к.м.н. Фролова А.Б.

Под редакцией зав.кафедрой, профессора, д.м.н. Жмурова В.А.

Утверждены на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней

« 16 » сентября 2008г. Протокол № 2.

Заведующий кафедрой,

Профессор, д.м.н. Жмуров В.А.

Председатель ЦМК, доцент, к.м.н. Шорохова Т.Д.

« 8 » октября 2008 год Протокол № 1.

Рецензент: Профессор кафедры госпитальной терапии с курсом эндокринологии Тюм ГМА д.м.н. Дороднева Е.Ф.

Утверждено ЦКМС Тюменской государственной медицинской

академии « 27 » января 2010г

1. Тема занятия: Расспрос и осмотр больных с заболеванием желудочно-кишечного тракта. Осмотр, пальпация (поверхностная и глубокая), перкуссия живота.

2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы.

Раcспрос больного является первичным методом обследования больного. Его начинают с выяснения жалоб больного. Несмотря на то, что жалобы больного относятся к субъективным симптомам, они в диагностике заболе­ваний органов пищеварения имеют, весьма, важное значение. Так, например, наличие у больного жалоб на голодные ночные, боли в эпигастральной области, которые проходят или уменьшаются по интенсивности после при­ема пищи, дают основание диагностировать у больного наличие язвенной болезни двенадцатиперстной кишки.

Общий осмотр больного с заболеванием органов пищеварения: как диагностический метод сохранил свое значение для врача любой специальности. С помощью детально проведенного осмотра можно составить не только общее представление о состоянии организма больного, но и поставить правильный диагноз. Выявленные патологические признаки, обнаруженные при осмотре больного помогают составить план дальнейшего исследования больного. Так при выявлении желтухи, необходимо заподозрить заболе­вание печени или системы крови, а значит, и назначить исследование этих органов.

Для диагностики заболеваний органов пищеварения широко применяется метод пальпации. Отечественные ученые В.И.Образцов и Н.Д. Стражеско разработали методику глубокой скользящей пальпации живота, позволяет пальпировать органы брюшной полости и выявить их размеры и чувствительность. Методами исследования брюшной полости должен владеть врач любой специальности.

4. Цель обучения:

Научится обследовать больных с заболеваниями органов брюшной полости.

5. Задачи:

Знать:

- условия осмотра, пальпации, перкуссии органов брюшной полости;

- положение больного при проведении осмотра, пальпации и перкуссии живота;

- виды пальпации;

- задачи пальпации;

- последовательность пальпации;

- технику пальпации;

- физические свойства пальпируемых органов;

- топографические области брюшной полости.

Уметь:

- подготовить больного к проведению осмотра, пальпации и перкуссии живота в соответствии с существующими правилами;

- оценить данные осмотра живота;

- проводить поверхностную ориентировочную пальпа­цию живота;

- проводить глубокую методическую, скользящую паль­пацию органов брюшной полости в определенной последовательности;

- оценить пальпаторные симптомы, полученные при поверхностной и глубокой методической пальпации живота;

- проводить перкуссию живота;

- оценивать полученные перкуторные данные.

6. Воспитательный компонент.

При разборе темы" Пальпация живота" следует подчеркнуть, что этот метод исследования разработан главным образом русскими терапевтами. Французский врач Гленар также придавал значение методу пальпа­ции органов брюшной полости. Однако он утверждал, что прощупывание сигмовидной, слепой, поперечно-ободочной кишки указывает на их пато­логическое состояние. Заслугой В.П.Образцова является то, что он впервые дал подробное описание различных отделов желудка и кишечника и установил, что они могут определяться в физиологических условиях. В дальнейшем В.П.Образцов и его ученики разработали в деталях технику пальпации брюшной полости. В.П.Образцов и Н.Д. Стражеско внедрили в практику и окончательно утвердили значение пальпации брюшной полости как важнейшего метода исследования в клинике внутренних болезней.

7. Место проведения занятия:в учебных комнатах; в палатах клинической больницы.

8. Оснащение занятия.

1. Таблицы и рисунки с изображением расположения органов брюшной полости.

2. Больные с заболеванием желудочно-кишечного тракта, 3-4 человека.

3. Дермографы - 5-6 штук.

4. Сантиметровая лента.

5. Спиртовые шарики.

6. Слайды.

7. Учебное пособие "Методы исследования"

8. Схема истории болезни

9.Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.

- Клиническая топография живота.

- Проекция внутренних органов на переднюю брюшную стенку.

Наши рекомендации