Классификация отраслевых рынков

Рынок как самостоятельная подсистема в определенной национальной экономической системе (или системе мирового рынка) представляет собой совокупность множества разнообразных, но тесно взаимосвязанных между собой рынков определенных видов товаров, которые называются «отраслевыми» рынками.

Поскольку реальные отраслевые рынки различаются условиями функционирования, объектами обменных сделок, условиями реализации последних, постольку возникает необходимость в классификации рынков, которая (как и любая классификация) осуществляется по определенному классификационному признаку (критерию), выбираемому в соответствии с целями анализа.

Объектами обменных сделок являются и потребительские блага, и факторы производства; вместе с тем, для обозначения объектов обменных сделок используется экономическая категория «товар». Значит, в экономической теории «товаром» являются и блага, и факторы производства (что находит отражение в существовании и рынка благ, и рынка факторов производства).

По объектам обменных сделок выделяют следующие группы рынков:

- рынки потребительских благ;

- рынки факторов производства;

- рынки денег и кредитов;

- рынки информации и т. п.

Внутри каждой из указанных групп выделяют по конкретному виду товара, производимого соответствующей отраслью, например, такие отраслевые рынки, как:

- автомобильный рынок;

- рынок косметики и моющих средств;

- рынок продуктов питания;

- рынок тракторов и комбайнов;

- рынок бытовой техники и т. п.

По мере взаимозаменяемости обращающихся на рынкеблаг, выделяют:

- рынок гомогенного блага, если блага могут восприниматься потребителем как полностью взаимозаменяемые;

- рынок гетерогенного блага,если блага могут восприниматься потребителем как частично взаимозаменяемые.

По уровню насыщения выделяют:

- равновесные рынки;

- дефицитные рынки;

- избыточные рынки.

Классификация рынков по уровню насыщения во многом перекликается с определением типов рынков по субъектам рыночных сделок.

По субъектам рыночных сделок выделяют:

- рынки покупателя – это избыточные рынки, где существует конкуренция между производителями за покупателей, выбирающих из широкого ассортимента товаров наилучший по сочетанию цены и качества;

- рынки продавца – это дефицитные рынки, где предлагаемый товарный ассортимент беден, отсутствует конкуренция продавцов за покупателей;

- рынки государственных учреждений – это рынки, на которых акты купли-продажи совершаются государственными учреждениями;

- рынки посредников – рынки, где реализуются экономические отношения лиц и организаций, покупающих товары для перепродажи или сдачи в аренду.

Многообразна классификация рынковпоусловиям функционирования.

По степени доступности рыночных операций для участия в них всех желающих выделяют открытые рынки и закрытые рынки.

По месту встречи покупателей и продавцов выделяют:

- «точечные» рынки, на которых все покупатели и продавцы встречаются в установленное время в определенном месте;

- «пространственные» рынки, на которых продаваемое благо реализуется в разных местах и в разное время.

По организации рыночного обменавыделяют:

- оптовые рынки;

- розничные рынки;

- экспортные рынки;

- импортные рынки.

По степени организованности выделяют:

- организованные рынки (аукционы, биржи), равновесие на которых устанавливается при помощи специальных агентов (аукционисты, маклеры);

- неорганизованные рынки, на которых уравновешивание спроса и предложения осуществляется стихийно.

По соответствию действующему законодательству рынки разделяют на легальный рынок и нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Типы рыночных структур

Существенное влияние на результат торговых сделок (на процесс формирования рыночной цены) оказывает число покупателей и продавцов на отраслевом рынке, так как число конкурентов непосредственно влияет на характер конкуренции, определяярыночную структуру.

Считается, что покупателей и продавцов «несколько», если при выработке рыночной стратегии они могут учитывать ответную реакцию конкурентов. Если учет невозможен из-за множества конкурентов, то последних – «много».

По числу покупателей и продавцоввыделяют следующие типы рыночных структур (типы конкуренции):

- совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, при котором на определенном отраслевом рынке взаимодействует много продавцов и много покупателейгомогенного товара;

- монополия – один продавец и много покупателей;

- двусторонняя монополия – один продавец и один покупатель;

- ограниченная монополия – один продавец и несколько покупателей;

- монопсония – один покупатель и много продавцов;

- ограниченная монопсония– один покупатель и несколько продавцов;

- олигополия – несколько продавцов и много покупателей;

- двусторонняя олигополия – несколько и продавцов, и покупателей;

- олигопсония – несколько покупателей и много продавцов;

- монополистическая конкуренция – тип конкуренции, когда на рынке взаимодействует много продавцов, и много покупателейгетерогенного товара.

Отметим, что на олигопольных рынках помимо гомогенного блага может оборачиваться и гетерогенное благо.

Наши рекомендации