Классификации отраслевых рынков

Основные характеристики структуры отраслевого рынка

Поскольку предметом анализа отраслевой организации рынков является изучение взаимодействия субъектов в рамках товарного типа взаимосвязи потребителей и производителей, постольку рынок рассматривается как совокупность сделок. На рынке присутствуют производители и потребители, устоявшаяся система предложения готовых изделий, определенная форма использования имеющихся ресурсов, система мотивации работников к производству и т. д. и т. п.

Анализ отраслевой организации рынков в первую очередь предполагает исследование динамики развития отраслевых структур, оценку уровня концентрации продавцов и покупателей, определение границ отраслевого рынка.

Вопросы

q Границы отраслевого рынка и их определение.

q Классификации отраслевых рынков.

q Уровень концентрации на отраслевых рынках.

q Оценка уровня концентрации продавцов и покупателей на отраслевом рынке.

Границы отраслевого рынка и их определение

Рынок – базовое явление. Именно здесь взаимодействуют между собой его субъекты, достигается рыночное равновесие, появляются предпосылки к его нарушению. На первый взгляд, нетрудно теоретически представить себе границы отраслевого рынка, момент его зарождения, до каких пределов расширяется и когда затухает. Тем не менее, на практике этот вопрос решается непросто.

Предположим, что отраслевым рынком определенного товара Аявляется совокупность всех его покупателей и продавцов. Но продукт Аможет быть не единственным средством удовлетворения данной потребности. Следовательно, отраслевой рынок продукта А должен быть расширен за счет рынка продукта В. Значит данный рынок может быть обозначен как А + В.

Определение границ отраслевого рынка непосредственно связано с целью исследования. «Если добыча угля рассматривается с точки зрения оценки эффективности политики в области энергетики, тогда следует определить весь рынок электроэнергии, то есть рассматривать одновременно добычу угля, газа, нефти и производство атомной энергии. Если уголь интересует с точки зрения долгосрочных контрактов и вертикальной интеграции, то следу­ет рассматривать региональных производителей угля. Если же анализи­руется слияние двух компаний, добывающих уголь, то здесь угольная промышленность должна трактоваться в наиболее узком смысле» [4, 5]. Таким образом, широта охвата в каждом конкретном случае ставится в зависимость от целей анализа и от особенностей исследуемого товарного рынка.

Формирование подходов к определению границ отраслевого рынка является одним из сложнейших вопросов. Наиболее распространенным является подход, согласно которому в границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заме­нители до того момента, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как толь­ко перекрестная эластичность становится меньше определенной величины, то можно говорить о своего рода разрыве, а значит, и о границе рынка [6]. Следует иметь в виду, что, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно получать разные представления о масштабах одного и того же отраслевого рынка.

Иногда при определении границ отраслевого рынка пользуются изучением зависимости изменения выручки при изменении цены. Предположим, что цена определенного товара возросла. Если выручка производителей данного товара выросла, то рынок ограничен только этим товаром. Если же выручка сократилась, то, следовательно, существует близкий товар-заменитель. Таким образом, динамика выручки фирм-про­изводителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на показателе прямой це­новой эластичности.

Однонаправленная динамика движения цен товаров в течение длительного периода времени свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами. В качестве основного критерия при­надлежности разных территорий к одному и тому же географическому рынку рассматривается степень идентичности условий конкуренции.

После выявления границ отраслевого рынка можно определить круг фирм, произво­дящих для него товары. Как соотносятся понятия отрасль и отраслевой рынок? Согласно теории отраслевой организации, рынок представляет собой явление, анализируемое с позиции спроса.

Отрасль рассматривается с позиции предложения товаров на рынке. Отрасль представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, попавшие в границы отраслевого рынка, на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий. Различия между отраслевым рынком и отраслью основаны на том, что рынок объе­динен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых активов. Отождествление отрасли и рынка контрпродуктивно. Товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть и совершенно независимыми товарами. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата. Если значения этих показателей достаточно велики, то исследование структуры отраслевого рынка может способствовать появлению каче­ственных результатов.

Классификации отраслевых рынков

Установив возможные подходы к определению границ отраслевого рынка, можно перейти к рассмотрению классификаций отраслевых рынков по различным признакам. Отраслевые рынки бывают открытымии замкнутыми. Первые предполагают свободный вход на рынок всякого пожелавшего. Если же вход регулируется определенными механизмами, то говорят о замкнутости или закрытости рынка, а иногда о наличии барьеров входа на рынок.

Иногда рынки подразделяются по степени организованности на стихийные и организованные. К последним относятся рынки, на которых действует механизм регулирования спроса и предложения. Скажем, проводятся аукционы, организуется биржевая торговля. Если спрос и предложение уравновешиваются в отсутствии специальных форм взаимодействия покупателей и продавцов, то такие рынки именуются неорганизованными, или стихийными.

По степени локализации торговых сделок рынки подразделяются на глобальные, региональные и локальные, или местные. В данном случае решающую роль играет географический фактор.

Отраслевые рынки также различаются по стадиям их зрелости: пионерные, растущие, зрелые, или развитые и, наконец, затухающие, или сжимающиеся.

Приступая к исследованию того или иного отраслевого рынка, целесообразно определить не только его границы, но и стадию его развития, степень замкнутости, уровень организации.

Наши рекомендации